ИНДЕЙЦЫ КРОУ


Роберт Лоуи







I. Племенная Организация.


К юго-востоку от Биллингса, Штата Монтана, и к северо-западу от Шеридана, Вайоминг, приблизительно 1800 индейцев Кроу живут в резервации практически в центре их старой племенной территории. Резервация поделена на округи: Лодж Грасс, Бигхорн и Прайор они являются наиболее важными районами. Каждый округ немного отличаются от другого, и такие различия усиливались, благодаря влиянию личностей, например таких как Магическая Ворона в Лодж Грасс. Сами Кроу называют себя - "Apsaruke", что ранние переводчики, ошибочно переводили, как "gens de corbeaux" - "Люди Вороны или Люди Коршуна. Мне же это слово перевели, как название птицы, которая больше не встречается в их стране. Один белый, женатый на скво, (по-английски - squaw-man, возможно это был трансвестит, – прим. пер.) по имени Лефорж говорит, что это птица с разветвленным хвостом, похожая на синюю сойку или сороку, он относит ее к фауне восточной Небраски и Канзаса, утверждая, что Кроу там когда-то жили. Кроме этой причудливой локализации вида, его и мои данные достаточно хорошо соотносятся.


По языку Кроу принадлежат к группе Сиу, то есть родственны Сиу (Дакота), но и английский язык с русским тоже оба являются индо-европейскими, в любом случае, здесь только филолог может доказать какую-то связь. С другой стороны, обыватель может заметить, что английский язык похож на голландский или немецкий, и что языки Кроу и Хидатса еще ближе к друг другу, как, скажем, датский с шведский. Гость Кроу не сразу вступит в беседу с хозяевами Хидатса, но он может различить множество слов, которые почти идентичны в братских (т. наз. "сестринских") языках, и он вскоре начинает понимать, что говорят. Если Хидатса сравнить с Кроу и Дакота, то они намного ближе к старому языку, а Кроу отклонились дальше от общего родительского языка. Языки Хидатса и Кроу настолько похожи, что видно, что племена, говорящие на них в настоящее время, разделились недавно. Согласно моему предположению, раскол произошел приблизительно пять сотен лет назад: когда Кроу переместились на запад, тогда и речь и традиции их изменились перед тем, как они снова начали общаться со своими старыми родственниками. Несмотря на все, чувство родства между этими двумя племенами очень сильно, и они иногда говорят друг о друге, как об одном народе.

Язык Кроу один, но нет одной нации Кроу. Сами Кроу говорят о трех местных подразделениях. Однажды, по нижнему Йелоустоуну, до слияния с Mиссури, бродили Речные Кроу, менее аппетитно называемые в народе, как "дерьмо на речных берегах" (minesepere). Две другие группы называются Горными Кроу, их названия были Основная Группа ("acaraho", буквально, "Где Много Палаток") и Пнули В Живот (erarapi'o). Последние, как я знаю, присоединялись к Много Палаток весной, но зиму проводили в стране Шошонов, Вайоминг, то есть в районе Винд Ривер, где Максимилиан заставлял все племя искать пастбище для лошадей в течение холодного сезона. Это соответствует с отчетом одного из моих осведомителей, который говорит, что Много Палаток, перемещаются в Бассейн зимой и перемещаются от участка бизонов, из Вайоминга, к району Прайор весной. Другие ограничили территорию Рекой Языков на востоке и Ливингстоном на западе.

Пнули В Живот, полагаю, является недавним ответвлением группы Горных Кроу Много Палаток. Они никогда не были известны как полностью самостоятельное племя. Таким образом, можно установить, что Горные и Речные Кроу – это два племени, образующие одну нацию Кроу. Очевидно, что Горные Кроу имели больше контактов с Шошонами, а речные с – земледельческими племенами верховья Миссури и Ассинибойнами. Таким образом, возникали небольшие различия между Речными и Горными Кроу, например Танец Лошади был характерен только для Речных Кроу, которые восприняли его у Ассинибойн.

Но по существу Кроу оставались единой нацией, и называли себя «бируке» - «Наша Сторона» или, как сказали бы французы, единомышленники. В легенде говорится о трагической вражде между Речными и Горными Кроу. В памяти сохранился ощутимый удар по единству Кроу. Горные Кроу просили поддержки у Речных в войне против Дакота, но Речные отказались помогать. Но вскоре Горные Кроу самостоятельно одержали победу над Сиу убив двенадцать врагов при этом потеряв одного человека убитым. Они торжественно проходили мимо лагеря Речных Кроу, обвиняя их в малодушии, при этом женщины, носящие траур, пели песни которые в грубой форме оскорбляли двух вождей Речных Кроу. Это недопонимание было временным.

Политически, это были две разные группы. Но как мы дадим определение древнему слову "вождь"? Термин, "batse' tse" (вероятно от "batse" - человек ", и "tse" - хороший, отважный) обозначает положение, ранг, который достигается с помощью военных подвигов, но не подразумевает, что человек становится руководителем. Имелись четыре вида подвигов: руководить успешным набегом; угнать лошадь, привязанную во враждебном лагере; первым коснуться врага ("ку", в более узком смысле); и отобрать у врага лук или ружье. Человек, хотя бы по разу совершивший каждый из этих четырех подвигов, становился batse' tse. Такие люди были лидерами в племени; с другой стороны, те, кто не смог совершить эти подвиги, считались никчемными людьми. Возможно, раньше только достигшие ранга вождя составляли совет племени. В любое время, один из членов этой военной аристократии мог стать главой лагеря, больше не требовалось никаких привилегий. Он не был ни правителем, ни судьей и вообще не имел никакой власти над жизнью и смертью. Он решал лишь, когда и куда его люди должны были переезжать. Далее, каждую весну он назначал один из военных клубов в качестве полиции (ak'i'sate), иногда вновь назначая то же самое общество несколько раз, так как не существовало никакого установленного правила на этот счет.


Главная обязанность племенной полиции состояла в том, чтобы регулировать общинную охоту на бизонов. Они жестоко наказывали плетками любого, кто преждевременно напал на стадо, ломали его оружие, и конфисковали дичь, которую он незаконно убил. Полиция также останавливала военный поход, собранный в неподходящий момент, они направляли передвижение лагеря, старались улаживать любые споры в племени, в общем, поддерживали порядок. Лефорж однажды вместе с двумя индейцами загнал одного бизона в лагерь, где он разорвал несколько палаток. Полиция приказала, чтобы они оставались вне лагеря в течение месяца.

- Это было суровое наказание; но мы оставались за границей лагеря. Нас надо было наказать намного строже, так как мы были нарушителями порядка, - говорил Лефорж.

Нарушители, наказанные таким образом, страдали из-за отсутствия общения и продовольствия, - хотя их возлюбленные украдкой носили им еду. Кроме этого, владельцам поврежденных типи надо было возместить ущерб.

Назначаемая вождем лагеря, полиция подчинялась ему; и он мог (согласно Леонарду, торговцу мехами в тридцатых годах) накладывать вето на любое их действие. Однако, не стоит воспринимать это заявление безоговорочно. Сам вождь не был диктатором, и полицейские обычно действовали только в особых случаях, типа тех, что упомянуты выше. В обычной жизни люди не чувствовали его власти.

Согласно одному информатору, главный вождь оставался при исполнении своих обязанностей, пока он добровольно не уходил в отставку, но Одинокое Дерево более убедительно объяснил, что руководитель лагеря оставался, пока племя было удачливо под его руководством, если удача покидала племя, то вождя переизбирали.

На больших собраниях у вождя был специальный помощник - глашатай или "крикун" (acipe'rira'u). Проезжая по лагерю, он громко объявлял новости, приглашал стариков на пир в церемониальное типи, бил тревогу при исчезновении какого-нибудь соплеменника или созывал воинов на сражение. Иногда он просто громко передавал слова вождя остальным. Перед этим он заявлял, что говорит не от своего имени. Он был как правило неплохим оратором и воодушевлял Кроу, объявлял приказы вождя, представлял избранных молодых воинов, чтобы все могли увидеть их, и хвалил их перед собранной толпой. "Крикун" должен был быть уважаемым человеком, его выбирали, вероятно, из предводителей удачных военных походов. Эта должность пережила межплеменные войны, иногда на нее брали людей, которых считали неподходящими пятьдесят лет назад. Так, во время празднования Четвертого Июля в Лодж Грасс в 1911 глашатаем был Белый Человек Бежит За Ним. Он был знаменит, как выживший скаут Кастера, и не избежал злорадных комментариев: "В старые времена", - слышал я, - "мы бы не выбрали такого человека на должность глашатая".


Несмотря на то, что они обращали внимание на социальное положение, Кроу были демократичным обществом, так как любой мог повысить свой статус, в зависимости от индивидуальных качеств. Более того, кроме таких специальных случаев, как общая охота или большие церемонии, каждому позволялось действовать, как ему хочется.

Это бесспорно, идеальное представление, в действительности иногда происходило не так: человек, так или иначе достигший власти, мог использовать ее в своих целях. Теоретически, необычно большой успех в любом деле объяснялся при помощи религии, как покровительство сверхествественных существ. Но имелся также социальный фактор, такой как родственные связи. Не было худшего оскорбления, чем сказать Кроу: "У тебя нет родственников"; это подразумевало, что с человеком можно не считаться. И напротив, энергичный человек, окруженный молодыми сорвиголовами - своими родственниками, мог бы легко возглавить группу из нескольких сотен человек.


В полу-исторических сказаниях, которые отражают местные обычаи, постоянно присутствуют два мотива, отдельно или в комбинации: одинокий изгой-сирота, который приобретает вес, благодаря сверхествественному откровению; и лагерный задира, опираясь на своего духа-хранителя и своих многочисленных последователей, грубо обходится со своими товарищами. Легенды явно противопоставляют низкий статус сироты благополучию юнца, имеющего родителей и родственников. Это различие имеет еще одно значение: мальчик с родителями также имеет с обеих сторон дядьев, теток, и кузенов, обязанных помогать ему и защищать его. Лишенный такой поддержки, безродный мальчик подвергается осмеянию. Когда он решается добиваться руки мифической красавицы, она отвергает его с ядовитой усмешкой: "Многие должны жениться на мне, и я не пошла бы за них. Ты же выглядишь хуже их всех.... У тебя ноги - как у медведя".

Другая история начинается следующим образом: "Жил да был молодой человек, он имел родителей и был хорошо обеспечен. С ним жил его товарищ - бедный юноша". Бедняк женится на красивой молодой женщине, которую богатый друг немедленно похищает. Снова, герой Раздвоенный Хвост и его два брата представлены, как несчастные бедняки. Один из них, Ест Как Волк играет в обручи против Земляного Быка. Тот, которого звали Земляным Быком имел много родственников; его родственники все были задиры. В игре у Земляного Быка было много болельщиков, а у парня по имени Ест Как Волк их не было вообще". Соответственно, когда одинокий игрок обходит противника по очкам, его противник оспаривает счет и его поддерживают его многочисленные прихвостни. Ест Как Волк оглядывался вокруг в поисках своих сторонников, но не видит тех, кто хоть как-то мог поддержать его. Раздвоенный Хвост, грязный и плохо одетый, что-то пытался говорить в защиту своего брата, но болельщики противоположной стороны дразнили его делая упор на его нищее положение и внешний вид оборванца. Проигравшему было некуда деваться, и он нашел прибежище в горах.

Там, в горах, на него снизошло благословение духов, и благодаря этому он получил военные почести. По возвращении из военного похода, он и его товарищи высмеивают тех, кто смеялся над ним. Тогда Земляной Бык приходит в ярость, его задевают слова одного из последователей Раздвоенного Хвоста, - Чья семья стала больше и сильней !?.

Также поучительна и «История Одноглазого»:

Заговоренный от пуль вождь клана Пиеганские палатки кичится своей магической силой, запугивает своих товарищей и забирает у них их жен и лошадей по своему желанию. Его господство опирается на благословении духа. Но дух оскорблен злом своего избранника и передает свою силу одному из обиженных Одноглазым, безобидному парню который "не имел родителей". После этого Одноглазый теряет свою удачу и умирает.

Запугивание Одноглазым своих людей, на первый взгляд, напоминает поведение негритянского царька. Но имеется существенное различие. Захват имущества и плохое обращение с подчиненными - законная прерогатива западноафриканского деспота; но, хотя в исключительных случаях Кроу может стать диктатором де-факто, он никогда не будет им де-юре. Первое, что делает победитель Одноглазого - он заверяет людей, что не будет таким же деспотом, и в доказательство он сразу возвращает жен и лошадей их законным владельцам.

Разобрав эту историю, мы можем утверждать, что даже Одноглазый - не совершенный диктатор. Когда его шурин предлагает заключить мир с кланом Свистящей Воды, вождь не отдает однозначного приказа, но обращается к людям:

- Хорошо, ребята, сами принимайте решение. Если вы одобряете речь шурина, действуйте соответственно. Если, с другой стороны, вы думаете, что теперь, когда их вождь мертв, мы должны пойти туда и сокрушить их, то делайте так. Обдумайте это.

Конечно, подумав, они отвечают, - Ты - наш вождь, и мы будем делать то, что ты говоришь.

Но сам факт, что Одноглазый советуется со своими людьми, показывает, как чужд деспотизм понятиям Кроу.

Это показывает и ответ вождя: - Хорошо, ребята, вы сами предложили мне действовать по своему усмотрению. Я сначала попросил, чтобы вы сделали так, как вы считаете необходимым. Но Вы сказали, что я должен сам за вас решать. Теперь я буду делать так, как я хочу, а вы не обижайтесь.


История Одноглазого могла произойти в обществе Кроу, либо Речных, либо Горных. Каждая из этих групп состоит из одних и тех же тринадцати кланов, в то время, как наш рассказ рисует мужчин из одного конкретного клана Пиеганские палатки. Этот клан составлял ядро местной группы, редко в нем встречались люди других кланов, те, кто женился на женщинах этого клана. Как бы там ни было, мы можем с точностью восстановить древнюю систему родства у Кроу. Она была матрилинейной: дети принадлежали клану своей матери; и это относилось не только к кровным родственникам, но также и людям, которые становились таковыми юридически (напр. усыновление - прим. пер.). Если рассматривать только кровное родство, то человек находился всегда в том клане, как и его мать, а также ее сестры и братья, мать его матери, брат матери его матери, и сестры матери его матери; дети его сестры, и другие родственники, например детей сестер матери его матери. С другой стороны, отец не мог принадлежать к клану своих детей, они считались членами клана своей матери; и даже если он усыновлял ребенка, тот автоматически относился к клану его кровных детей, то есть, к клану своей жены, матери своих детей. В соответствии правилом наследования у Кроу, ребенок мог принадлежать клану отца только, если его мать женилась на человеке ее собственного клана, а это было запрещено.


Тринадцать экзогамных материнских кланов объединялись в шесть групп:

1) Новые Палатки (acirari'o)

Толстые Палатки (acitsi'te)

2) Палатки Больных Губ (aci'oce)

Жир Во Рту (u'wutace ')

3) Без Стрельбы Они Приносят Дичь (u'sawatsi'a)

Связанные Узлом (xu'xkaraxtse)

Палатки Едоков Грязи (acpe'nuce)

4) Ударенные В Живот (e'rarapi'o)

Плохие Военные Почести (ackya'pkawi'a)

5) Свистящая Вода (birikyo'oce)

Полосатые Палатки (acxatse)

6) Пиеганские Палатки (ackya'mne)

Предательские Палатки (acbatcu'a)


Имеется некоторое сомнение, представляют ли последние две пары кланов по два отличных клана, или это просто синонимы для одних и тех же кланов. В таком случае, общее количество кланов уменьшилось бы до одиннадцати.

У членов одного клана были обязательства друг перед другом, гораздо большие, чем перед другими соплеменниками. Таким образом, убийство влекло за собой кровную месть. По принципу "один за всех, и все за одного" члены клана жертвы стремились убить или самого убийцу или одного из членов его клана.

Некоторые случаи, которые можно отнести к первой половине девятнадцатого столетия, наглядно показывают понятия народа Кроу. Наконечник Стрелы, молодой человек из клана Пиеганские палатки, был подкараулен и убит людьми из клана Свистящей Воды. Как только новости дошли до его старшего брата, Лицо Ворона, он пошел против враждебного клана, но был серьезно ранен. Впоследствии он пошел за видением и получил силу, в то время как его товарищ, Висящая Нога, который не принадлежал ни одному из двух борющихся кланов, заботился об его семействе. По возвращении Лица Ворона, Висящая Нога и его друг случайно наткнулись на отряд Свистящей Воды. Люди Свистящей Воды захотели убить Висящую Ногу и его друга, но Висящая Нога был отличным стрелком и обратил людей Свистящей Воды в бегство, убив одного из воинов, которого звали Честный, по одной из версий, именно Честный был убийцей Наконечника Стрелы. Известно, что ранее Честный обращался к Висящей Ноге не участвовать в драке, так как Висящая Нога не принадлежал ни к одному из враждующих кланов.

По одной версии после смерти Честного его даже скальпируют, и два победителя раскрашивают лица черным в знак победы, как будто они убили воина из враждебного народа, такого как Шайены или Лакота. Кроме этого они организуют парад победы.

"Тогда люди клана Пиеганские Палатки были счастливы, они завершили свою месть". Смерть Честного была искуплением за убийство Наконечника Стрелы.


Можно полагать, что солидарность людей в племени делает упор на родство по материнской линии, где каждый клан в его отношениях с другими союзами подобного типа; похож на современное государство, и враждуя, две таких группы действуют, как враждебные племена. Но это представление не совсем верно. Сама вышеизложенная история показывает: друг, не принадлежащий к противоборствующим кланам, идет в бой от имени одной из сторон, и именно он совершает месть. Другая версия тех же событий еще показательнее: люди клана Свистящей Воды повредили руку Лицу Ворона, но один из его противников, оказался его детским другом. Этот человек, будучи хорошим стрелком, преднамеренно промахнулся. Когда его товарищи бранят его за промах, он в сердцах признается, что сделал так нарочно и посылает их подальше ("Делайте, что хотите!"). Короче говоря, отношениям в клане можно предпочесть дружбу.

Но кое-что раскрывает и другое качество Кроу, это национализм. Хотя проявлялся он в редких случаях. При нормальных условиях кланы не враждовали друг против друга, а наоборот, ожидали, что их поддержат соседи в борьбе с враждебными племенами. Именно ради такой поддержки, полицейские старались умиротворить поссорившихся соплеменников, а нейтральные кланы неоднократно урегулировали конфликты. В начале вражды Свистящей Воды и клана Пиеганские Палатки, посторонние безуспешно умоляли воюющие стороны: "Это плохо, не делайте этого, мы - один народ; наши дети - родственники друг другу, не делайте этого". Точно так же после эпизода с Висящей Ногой имелась опасность продолжения вражды, но посторонние непрерывно убеждали два клана прекратить ссору. Однако, в последствии про Висящую Ногу так много судачили, что ему это надоело, и он решил отделиться от главного лагеря, уйдя вместе с тридцатью - сорока другими палатками. Это было хорошим уроком, так как отделившиеся случайно наткнулись на большой отряд Шайен и были фактически полностью уничтожены.

Этот случай многое объясняет в ситуации с Одноглазым. Кланы Кроу, матрилинейные и экзогамные, и любая группа, как описанная в том рассказе, не постоянна. Очевидно Одноглазый и люди его совета, все являлись названными братьями чужака посреди них, и входили в клан Пиеганские палатки, в то время как их жены должны были принадлежать к другим кланам. Но, так как дети относятся к клану их матери, новое поколение уже принадлежало к другим кланам. С другой стороны, в кланах были свои лидеры, получившие свой статус благодаря военным заслугам, и иногда под их руководством происходило временное отделение, acdu'sau, от основного клана с целью охоты на бизонов. Человек по имени Лук (не оружие, а растение - прим. пер.), а позже Серый Бык упоминались, как лидеры в Едоках Грязи; Много Подвигов был главным в Больных Губах; Красивый Орел - в клане Пиеганские палатки.


В языке Кроу слово, обозначающее "клан" - ac-ambare axi'a, т.е. "дом сплавного леса". Очевидно, это выражает идею, что люди клана цепляются друг за друга подобно деревьям, сложенным в кучу. Конечно, смысл этого единства не только проиллюстрирован полу-легендарными историями, приведенными выше, он подтверждается и историческими свидетельствами. Когда Огненный Медведь, индейский полицейский убил Оборачивает Свой Хвост в 1887 (P. xi), люди клана жертвы планировали отомстить за его смерть. Некоторые говорят, его спасло только то, что он оставался на службе у Американского Правительства.

Следующий случай иллюстрирует, как такие же проблемы урегулировались в соответствии с законом, общим для всех. Сиу однажды украл самого быстрого скакуна в лагере, но человек из Свистящей Воды вернул его. Он возвращался к своим вместе с человеком из клана Больных Губ, которого звали Птицы Над Землей. Последний так жаждал заполучить коня, что убил своего товарища, когда тот пил воду. Преследователи Сиу узнали об этом и поспешили навстречу ему, но убийца, оседлав быстрого скакуна, спасся. Своим он не рассказал обо всем, что случилось. Однако, впоследствии через некоторых гостей Сиу люди Кроу узнали правду. Отец жертвы сразу начал оплакивать сына, а его клан начал готовиться к мести. Тогда клан Больных Губ нагрузил лошадей подарками и принес их старику, с просьбой воздержаться от кровопролития. Их вождь в ответ предложил трубку мира главе Свистящих Вод, которые проводили совет. Они решили не воевать из уважения к трубке, а так же потому, что дело имело большой срок давности. "Сегодня", - написал я в 1912, - "убийца прощен". Хотя, Лефорж, знавший преступника, заявляет, что, хотя люди терпели его, они старались не иметь с ним дела.

Согласно Лефоржу, члены клана ставили свои палатки рядом друг с другом и твердо придерживались того же порядка всякий раз, как лагерь переезжал. Мои осведомители категорически противоречили этому: круг, как они утверждают, не был обязательной формой для лагерной стоянки, так ставились лишь в специальных случаях, и у кланов не было никакого определенного места в нем.

Члены клана часто праздновали вместе, помогали друг другу в разных делах. Например, когда один из их членов, вступал в Общество Табака, остальные брали на себя часть расходов на инициацию. Хотя типичен был и такой случай. Индейцы Пиеган – (Черноногие) украли любимого скакуна Пятнистой Рыбы, но четверо Кроу забрали его назад. Хозяин предлагал им четырех лошадей и другие вещи взамен, но они потребовали ко всему прочему платье с лосиными зубами, которое он не стал отдавать. Однако, люди его клана собрали много вещей и выкупили его лошадь.

Так как члена своего клана называли братом, то с его женой обращались так же, как с женой родного брата, вплоть до грубых шуток в ее адрес (cf. P. 28). Более того, муж, ревновавший жену в иных случаях, не возражал, когда член его клана танцевал с его женой. Когда индейцы Бигхорна (баран канадский снежный, толсторог - гора и река с одноименным названием - прим.пер.), гостили в Лодж Грасс, жена гостя из клана Больных Губ получала подарки от другой женщины из этого же клана, которая принимала гостей. Если бы женщина была одна, она взамен подарила бы мокасины и т.п.; если бы ее муж был с ней, он послал бы в ответ лошадей и другие ценные подарки для мужа женщины из клана его жены. Такой обмен был обычаем между кровными братьями и сестрами.

Раньше территория, занимаемая племенем была в общей собственности, следовательно вопрос о ее наследовании никогда не возникал. Когда Правительство распределило землю частным лицам, то братья и сестры, то есть родственники собственного клана, скорее расценивались, как наследники, чем сыновья. В 1907 должностные лица все еще натыкались на несоответствия между федеральным законом и народными обычаями. Кроу перенесли свою систему для наследования лошадей и других вещей на новую собственность - землю. Хотя, перед смертью, человек мог отдать одну - двух лошадей жене или сыну, и такое желание уважалось, но большая часть стада все равно отходила к брату.

Священные предметы и церемониальные привилегии часто завещались старшему сыну, но здесь не было четких правил наследования, оно могло идти как по отцовской, так и по материнской линии. Так, женщина по имени Старуха получила право смешивать табак (p. 287) непосредственно от своего отца, но кроме того связь с Обществом Табака была у неё и через ее брата, который тоже был членом. Иногда одни и те же ритуальные предметы передавались согласно обоим принципам. Например: Горбатый Волк одновременно передал власть троим сыновьям и одному племяннику по женской линии. Одну из кукол Танца Солнца женщина передала своему сыну, а потом она перешла к его брату. Таким образом, наследование пока оставалось матрилинейным. Но следующим наследником стал Медведь Сверху, сын владельца, он хранил куклу до смерти его жены, и захоронил ее вместе с ней. Острый Рог унаследовал свою куклу Танца Солнца от брата. С другой стороны, индеец по имени Женщина Флетхэд завещал свою связку Стрел старшей дочери. Магический предмет, используемый в церемонии Табака передавался от матери к дочери, в то время как глава группы под названием Черный Дрозд получал свою магию от своего отца. Магической Вороне так же пришло видение журавля, как и его отцу в свое время. Что касается щитов, как я узнал, владелец мог передать щит сыну или младшему брату. Если человек не был родственником, но хотел стать наследником, он устраивал церемонию, и как сын оплакивал смерть владельца, и таким образом получал моральное право на его вещи, которое признавала семья умершего.

Короче говоря, священные вещи, включая сюда и привилегии, предпочитали оставлять внутри семейства, но четких правил здесь не было. Некоторые вещи, надо отметить, не передавались автоматически даже в пределах семьи: за такую вроде бы незначительную вещь, как раскраска лица, человек мог заплатить лошадь собственному отцу.

Существовало одно убеждение, которое препятствовало установлению только матриархата или только патриархата, - это вера в то, что муж и жена был глубоко связаны в своей церемониальной деятельности, не смотря на женскую ограниченность в правах. Таким образом, хотя Женщина Флетхэд оставил связку своей дочери, ее муж полностью разделял ответственность по хранению связки. Муж и жена, как правило, совместно вступали в Общество Табака. Например, Магическая Ворона, как считается, унаследовал священный камень от своего отца. Но фактически это его матери пришло видение камня, и через это она сделала своего мужа почитаемым.

Связки и другие священные привилегии были собственностью в самом прямом смысле слова, люди всегда были готовы заплатить экстравагантную цену даже часть той удачи, которую им должны были принести подобные предметы. К тому же, кроме таких предметов, наследства практически и не было, особенно раньше, перед появлением лошадей, поскольку оплакивающие умершего распределяли свои вещи по племени. А когда умирал великий вождь, даже его палатку оставляли нетронутой.

Разделение на кланы естественным образом создавало соревнующиеся команды. Серый Бык припоминал соревнование по военным почестям между Толстыми Палатками, и Без Стрельбы Они Приносят Дичь. Человек Простреленная Рука описывал такое же соревнование среди Речных Кроу, между кланами Свистящая Вода и Жир Во Рту. Обе группы садились на противоположных сторонах в типи. Представитель от Свистящей Воды для сначала пересчитал количество привязанных лошадей, украденных каждым из его товарищей (они помогали ему считать). Заодно он рассказал и о подобных подвигах членов одноименного клана среди Горных Кроу. Когда обе стороны закончили подсчет, представитель победившей стороны воткнул в землю палочку. Затем так же подсчитали оружие, отнятое у врага, удары палочкой "ку" и удачливых военных предводителей (но не успешных военных походов, которые они провели).

Замужние женщины, похищенные каждым кланом (см. p. 186) также были подсчитаны. Простреленная Рука, принадлежавший к клану Жир Во Рту, приписал своему клану победу по всем номинациям в этом соревновании, которое называлось matdacpi'o. Победители, добавил он, часто передавали через своих детей подарки, но это не было обязательным. С другой стороны, Серый Бык заявил, что проигравшие должны были доставить пеммикан на пир своих противников.

Нет специальных мифов о происхождении клана, но названия кланов, часто объясняются. Таким образом, согласно одной истории, один из людей, которых раньше называли "Жующие Свои Сопли" как-то раз бросил раненного товарища и ему дали прозвище Пиеган, потому что он поступил, как враг. Более частое объяснение приписывает этому клану предательство, отчего и пошло название Палатки Предателей (Пиеганские Палатки).

Название "Безухие Палатки" приписывают клану Пиеганские Палатки, потому что один из членов, отрезал ухо своей жены в наказание за прелюбодеяние.

U'sawatsi'a назывались "Не Смешанными", так как в значительной степени состояли из военных вождей, то есть, не были "смешаны" с обычным народом.

Acpe'nuce получили название от одного из их членов, чья жена бежала, но ее вернули и заставили есть экскременты.

Плохие Леггины, как мне говорили, были переименованы Жир Во Рту, потому что они однажды оставили основное племя в поисках пищи и убили жирного бизона. Когда один из них плюнул в костер, плевок, загорелся, как масло. Есть другой вариант этой истории: бедный сирота однажды раздобыл немного жира. Он закашлялся у большого костра, и его слюна, смешанная с жиром, загорелась, и окружающие засмеялись, "У тебя не слюна, а масло". Когда он женился, люди прозвали его детей "Жир Под Языком". Эта версия, противоречит матрилинейному наследованию, но полностью гармонирует с традицией подшучивать над людьми из-за проступков их родственников по отцовской линии. (см. p. 21).

Не существует четкого мнения, как возникли кланы. Согласно некоторым индейцам, старые кланы увеличивались и делились, в то время как другие - например acpe'nuce и xu'xkaraxtse уменьшались в численности и объединялись. Такие отношения в племени, по глубокому убеждению индейцев, приносят только пользу.

Старая Собака вспоминает, что Жир Во Рту и Больные Губы были в приятельских отношениях, приглашая друг друга на пиры, и вместе охотясь на бизонов. Когда сын из Жира Во Рту выигрывал в сражении, его хвалили не только в клане его отца но также и в Больных Губах. Так же было с сыновьями Толстых Палаток и Новых Палаток. Рука Вокруг Шеи рассказывал, что если в пределах клана совершался неразрешенный брак, проблема частично решалась переходом одного из супругов в клан отца.


Насчет экзогамии тоже не все ясно. Кертис утверждает, что это правило действует не только по отношению к своему клану но также и к родственному клану. Моя информация, однако, противоречит этому, по крайней мере как общий принцип. Большой Вол, известный знахарь, был u'sawatsia, и имел одну жену из Завязанных В Узел, а другую - из клана Едоков Грязи; Бегущий Черный Дрозд, который принадлежал к Ударенным В Живот, женился на женщине из Плохих Военных Почестей; и т.д. Один человек решительно заявил, что Новые и Толстые Палатки считались отдельными кланами их члены постоянно женились друг на друге. То же самое он говорил обо всех клановых ассоциациях кроме последних двух в моем списке.

Это предположение кажется справедливым, такая практика существовала в различных клановых объединениях. Но некоторые члены связанных кланов чувствовали ощущение родства, запрещающего брак, в то время как в других кланах до этого не доходило.

Хотя кланы много значили в жизни племени, они не оставили бы большого следа в народной истории, если бы не вышеупомянутые рассказы о вражде кланов. Тривиальные эпизоды, объясняющие названия кланов уже рассказаны. С другой стороны, постоянно рассказываются различные шутки насчет глупости Плохих Военных Почестей. Люди говорят про них, - "Плохие Военные Почести сумасшедшие. Однажды Кроу стояли лагерем все вместе и были атакованы Пиеганами (Черноногими). Все убежали кроме одного молодого человека, который залез на дерево. Сначала его не заметили. Тут враги распороли типи и начали воровать его содержимое. Когда один из них открыл сумку и взял немного сыромяти, ackya'pkawi'a сказал, - "Не бери это!" Враг, таким образом, обнаружил и убил его. В другом случае ackya'pkawi'a увидел другого Кроу, в вышитых кожаных легинах с красной бахромой (краем). Он спросил, как они были сделаны. Владелец велел ему заставить жену раскроить леггины по такому же самого образцу, затем выварить кости бизона, чтобы вытопился жир, охладить жир, погрузить туда леггины, и разложить их на земле. "На следующее утро, когда ты встанешь, они будут точно так же как у меня". Человек из Плохих Военных Почестей следовал этому руководству, и когда он встал, его леггины были настолько сальными, что он не знал, что теперь с ними делать.

Сорока, которого я знал лично, считался воплощением ackya'pkawi'a " (ackya'pkawi'a-ka'ce), об его поведении ходило много разных анекдотов. Как то раз он хотел убить мышь с помощью вил и ударил по собственной ноге. Его жена рассказывала другим индейцам, как он однажды надел мокасины не на ту ногу и не заметил бы ошибку, пока ему не сказали. Он хотел обозвать Льюиса мокасином, нечаянно произнес свое собственное имя. Однажды он принял соплеменника Кроу за иностранного посетителя резервации, пригласил его в дом посредством знаков, предложил ему угощение, и только тогда обнаружил свою ошибку, когда предполагаемый иностранец заговорил на языке Кроу.

Его жена и жены его братьев и мужчин его клана дразнили этого человека, говоря, что он настоящий ackya'pkawi'a. Серый Бык воздержался от высмеивания Сороки потому что сын Сороки, Желтая Бровь, стал его зятем.

Но по традиции возлагать на человека вину за то, что сделала семья его отца, Кроу упрекали всех, чьи отцы были из Плохих Военных Почестей. Если сын ackya '-pkawi'a совершил оплошность, то ему могли бросить, - "он - один из тех, кто велел врагу не брать сыромять" или "Он - один из тех, кто кипятил свои леггины" Отец Магической Вороны был ackya'pkawi'a, и всякий раз, когда Магическая Ворона делал что - нибудь не так, его жена посмеивалась над ним, - "это, потому что его отец из Плохих Военных Почестей". По-нашему эта фраза звучала бы так: "Он - весь в отца" или "это по-ирландски".

(Примечание: в приложении даны технические подробности о кланах и ассоциациях кланов.)


Приложение 2. Названия Кланов.

Названия кланов более-менее стандартные, но были так же зарегистрированы некоторые дополнительные названия. Например, несколько моих осведомителей к первой паре связанных кланов из моего списка добавили третий клан ci'pte'tse (или cr"te'tse), что означает "звук ударяющей рикошетом стрелы". И это название, несомненно, было популярно, так как Морган обнаружил его в шестидесятых годах, а Льюис, и Кларк записали его, как "Ship-tah-cha" почти сто тридцать лет назад. Но один из людей, которому я доверяю, расценивает это как прозвище его собственного клана, Толстых Палаток.

К группе Больных Губ некоторые Кроу добавляют клан Плохие Леггины (isa'tskaw'ia), но это название связывают с кланом Жир Во Рту. Таким же образом название Пьют Мутную Воду (birici'cie) было дано клану Больных Губ. Один индеец рассказывал так же о клане Маленькой Трубки (icVptsiatse; дословно, Их Трубки Маленькие), который так же приписывают к этой группе.

Трио кланов, в третьей комбинации из моего списка, имело несколько дополнительных обозначений, типа "Большие Животы " (e'risa'watse) и "Их Лошади Плохие" (isa'cgye xawFky), но это лишь синонимы для u'sawatsi'a и xu'xkaraxtse, соответственно. Аналогично, название "Не Смешанные" (i'cire'te) можно заменить на u'sawatsi'a, так как Одинокое Дерево и Большой Вол, которые приписывали себя к последнему клану, дали Кертису другое название своего клана.

К четвертой группе Рука Вокруг Шеи добавил название "Они Скребут Воду" (biripa/xua), как синоним "Плохих Военных Почестей". "Волосатые Ноги" (huri'wice) - такое дополнительное название этой группе кланов дала одна пожилая пара, но больше я его нигде не встречал.

К пятой группе некоторые относят «Красивых Луговых Собачек», "Едоков Оленины" (u'ux akdu'ce), и "Палатку, Которая Не Смотрит" (acbatsi'rice), последний клан также относят к четвертой группе.

Две последних группы представляют серьезную проблему, так как даже пара связанных названий в моем "стандартном" списке может относиться к одному и тому же клану. Люди, которым я больше всего доверял, противоречили другу. "Безухие Палатки" (aca'pare'te), например, иногда воспринимаются, как независимый клан, а иногда их относят к клану Пиеган. Название "Беспощадные Палатки " (acba'ta'te), как предполагается некоторыми, обозначает отдельный клан, в то время как Рука Вокруг Шеи приравнивает это к клану Пиеган, и acbatcu'a. "Они Едят Свои Козявки" (iipi"skuru'ce) аналогично интерпретировалась и как название отдельного клана, и как старое название клана Пиеган.

Составляя мой список, я положился частично на утверждения свидетелей, и частично на независимо сделанную перепись браков, в ходе которой я отмечал клановую принадлежность каждого супруга. Эта запись содержала только два названия, не входящих в мой список "Не Смешанные" и "Красивые Луговые Собачки". Проведя перепись, я установил, что эти два названия не были синонимами: например, пожилая и консервативная женщина из клана "Больных Губ" категорично заявила, что ее муж из клана "Жир Во Рту", дав понять, что это два различных клана. Вероятно, мой список представляет с ситуацию, сложившуюся во второй половине прошлого столетия. Я не сомневаюсь, что раньше имелись другие кланы, которые впоследствии выродились. В некоторых случаях, возможно, имелось слияние двух отдельных кланов, чьи названия были сохранены в памяти, хотя раньше они представляли две отличных группы. Хотя, кажется, это просто синонимы названий кланов из моего списка.





Перевод Н. Крекер

















Hosted by uCoz