ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ПЛЕМЕНИ КРОУ 15-19 вв.





составил В.Крекер





История племени Кроу раннего периода 15-18 вв. изложена весьма противоречиво, поэтому я предлагаю несколько версий, включая и версии таких авторитетных племенных историков, как Джозеф Магическая Ворона и Ллойд Старый Койот.


1400


Предки племен Апсалука и Хидатса жили в "Земле Лесов и многих озер " (верхние Великие Озера Канады и Соединенных Штатов). (Тимоти П. МкКлеари, Колледж Литтл Бигхорн, при содействии Дэйла D. Олд Хорн и Джозефа Медисин Кроу 7 марта, 2000)


1400


Согласно легендам, часть племени предпочитала жить в типи, охотиться на бизонов и вести кочевой образ жизни в прериях, другая предпочитала жить в полуземлянках и вести оседлый образ жизни и выращивать на полях маис. Эти различия объясняются тем, что племя когда-то возникло из слияния двух малочисленых близких по языку племен, Аватикса и Аваксави, которые вели различный образ жизни. Вероятно, оба эти племени находились на грани исчезновения после геноцида со стороны многочисленных и воинственных алгонкинских племен.

Аватикса и Аваксави образовали племенное объединение известное как Хидатса, что означает Народ Ивы. Хидатса составляли два материнских клана и связывали себя кровными узами. (Денинг).


1400-1500


Исход из северной «страны лесов» и отделение от предков Кроу. Вождь Нет Жизни, получив видение, повел около 400 людей на запад Это был великий пеший переход с навьюченными собаками. Основываясь на лингвистических данных, отделение от предкового племени произошло 1800-2500 лет назад. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993)


1450


Около 1450 два лидера этой группы, Нет Кишок и Красный Разведчик, постились у Священного Озера (Северная Дакота, ныне, что примечательно, белые назвали его Озером Дьявола - прим. В.Крекера). Красный Разведчик получил видение, указывающее, что его люди выживут через почитание Священного Табака. Красный Разведчик и его люди обосновались на Mиссури и научились садоводству от Мандан, в конечном счете они стали современными Хидатса. Нет Кишок и его последователи долго и далеко путешествовали в поисках Священного Табака. Этот поход, в конечном счете, привел их на их историческую родину, современный юго-восток штата Монтана и северный Вайоминг. Эта группа стала известной как Много Палаток или исторические Горные Кроу.

1490


Около 1490 Апсалука прочно обосновались на своей земле, прогнав Шошонов и вступив в союз с жившими там постоянно Кайова. (Тимоти П. МкКлеари, Колледж Литтл Бигхорн, при содействии

Дэйла D. Олд Хорн и Джозефа Медисин Кроу 7 марта, 2000)


1500


Около 1500 В течение или вскоре после миграции Апсалука, сформировалась группа, названная Бобр Сушит Свой Мех. Никто не знает наверняка, что случилось с этой группой, но многие Апсалука и Кайова полагают, что они ушли в Южные Прерии вместе с Кайова в 1500-е годы и в конечном счете ассимилировались в этом племени. (Тимоти П. МкКлеари, Колледж Литтл Бигхорн, при содействии Дэйла D. Олд Хорн и Джозефа Медисин Кроу 7 марта, 2000)


1580


В начале 1580 годов, когда трава только начала прорастать, дожди прекратились, и началась засуха. Бизоны ушли, урожай погиб, в племени начался голод. Вожди Хидатса отправили четыре группы разведчиков (по четырнадцать в каждой группе) в разные направления в поисках бизонов.

Вскоре ничего, не обнаружив, вернулись три группы. Последней пришла группа, отправлявшаяся на запад. Мужчины принесли много вяленого мяса и рассказали о том, что на западе много бизонов. Они говорили о местах, где мало деревьев, но много животных.

На следующий день Хидатса отправились на равнины Запада. По пути они остановились у Священной Воды (оз. Дьявола, шт. Сев. Дакота). Это озеро в мифах Хидатса считается священным местом, местом, откуда вышли их предки, преодолев долгий путь под Землей.

На берегу Священной Воды два главных вождя Красный Разведчик и Вождь Нет Жизни (Chif-No-Vitas, по-другому - Нет Кишок) – отправились на поиски видения и постились несколько дней. Они получили разные видения. Красному Разведчику духи вручили зерна кукурузы, велели поселиться в этих местах, вести оседлый образ жизни и заниматься земледелием.

Вождю Нет Жизни Духи вручили семена священного табака и указали путь на запад.

Духи сказали вождю, что там, на Западе, он должен выращивать табак на самой красивой земле. Его народ будет процветать, а племя будет владеть большой страной.

В течении некоторого времени Хидатса продолжали кочевать вокруг Священной Воды, не зная, какому из видений следовать. Было невыгодно разделяться на два небольших племени. Но противоречие брало свое.


1600


Около 1600 года группа Хидатса во главе с Красным Разведчиком обнаружила у слияния рек Миссури и Харт деревню Мандан. Манданы в то время были сильным племенем. Они жили на равнинах в десяти укрепленных посёлках. Манданы называли себя Нуни-Мака-Ки (Фазаний Народ), но в историю вошли как «Мандан» - Земляной Дом. Манданы жили в больших куполообразных полуземлянках, основу которых составляли бревна. Они выращивали на полях кукурузу, тыкву, кабачки, подсолнух, два раза в год они выходили на большую бизонью охоту.

Красный Разведчик спросил у Мандан разрешения поселиться рядом. Манданы были не против новых соседей, но вождь Мандан сказал, - Было бы лучше, если бы вы ушли вверх по течению Миссури и построили свою деревню подальше, так как ваши обычаи отличаются от наших. И если не знать об образе жизни друг друга, то могут начаться ссоры. Но и не уходите слишком далеко, так как люди, живущие далеко, подобны чужакам, и между ними происходят войны. Идите на север до тех пор, пока не перестанете видеть дым от наших очагов, там устраивайте свой поселок. Тогда мы будем жить достаточно близко, чтобы быть друзьями и недостаточно далеко, чтобы быть врагами.

Вскоре Хидатса построили свою деревню у слияния рек Найф и Миссури и стали приспосабливаться к новому образу жизни. Манданы называли их Меннитари (Они Пересекли Реку.)


1600

Около 1600 Следующая группа Кроу отделилась от Хидатса. Через некоторое время после того, как группа Нет Кишок заняла свое место в прериях, возникла ссора между двумя деревнями Хидатса на Реке Mиссури. Спор возник при дележке утопленного бизона, жене вождя, Медведя С Плохим Сердцем показалось, что ей достался слишком маленький кусок. Ссора привела к разделению, последователи Медведя С Плохим Сердцем присоединились к прерийникам Апсалука. Эта группа стала известной как Живущие На Речных Берегах, или исторические Речные Кроу.

1600

Великий Дух явился Вождю Нет Жизни вновь, и дал ему священные церемониальные семена. Позднее члены племени пошли в разведывательный поход в Мексику и вернулись через пять лет, с большими знаниями . (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1625


Около 1625 года часть Хидатса все же решила продолжить путь на Запад во главе с Вождем Без Жизни в поисках « Земли Обетованной».

Ситуация вышла из-под контроля, когда во время разделки туши женщины из двух разных противоборствующих ветвей поссорились друг с другом. В драке погибла одна из женщин. (Есть версии, что в драке погибло несколько человек).

После этого трагического случая Вождь Нет Жизни сказал, - Я ждал слишком много, пришло время следовать указаниям Великого Духа. Готовьтесь те, кто хочет идти со мной.

Как только растаял снег, четыреста человек, нагрузив собак волокушами, отправились на запад. Сто лет не будут ничего знать Хидатса о своих отколовшихся соплеменниках.

Группа Вождя Без Жизни поднялась вверх по Миссури и стала медленно кочевать вдоль реки Белого Медведя (река Милк) в северо-западном направлении. Это была земля с резким климатом, летом она раскалялась от зноя, зимой покрывалась глубоким снегом. Сильные морозы и ураганные ветра отпугивали отсюда людей и животных. Племя Вождя Нет Жизни держалось подножия гор, а охотники отправлялись за бизонами вдоль русел рек. Племя часто голодало, в незнакомой стране люди часто гибли поодиночке от других индейцев и животных. В племени выросло число нищих. Люди кочевали с места на место пешком и единственными помощниками были собаки, которые помогали нести покрышки к типи и шесты.

В это время последователи Вождя Нет Жизни стали называть себя Biiluuke или Biruke -

Наша Сторона. Принадлежность к группе определялась не только генетическим происхождением, но общим языком, религией и социальной структурой. Таким образом, в группу мог, был принят любой достойный человек, это помогало племени оддерживать численность. В это время стало складываться и общее название Apssalooke.

Произношение этого слова записывалось представителями различных письменных народов по-разному. Утрачен и первоначальный перевод этого названия. Но большинство склонно считать, что перевод примерно означал следующее - Дети Птицы с Большим Клювом.

В это время Апсалуке обследовали в поисках бизонов район Кардсона (провинция Альберта, Канада). Здесь они столкнулись с группами северных алгонкинов - Черноногими и Арапахо. Эти племена постоянно атаковали Апсалуке и они были вынуждены отступить на юг. Альтернативу Черноногим составляли Шошоны, когда-то поссорившиеся с ними из-за убийства нескольких людей. Апсалуке стали союзниками Шошонов в борьбе с Черноногими.


1625


Около 1625 года Апсалуке последовали за Шошонами на их земли. Они дошли до Солт Лейк (Соленого Озера). Апсалуке, возможно, были и в Колорадо, так как есть устные предания о том, что они наблюдали Место Где Огонь (горящие угольные пещеры).

Вождь Управляет Койотом прославился методом загонной охоты на бизонов с использованием утесов. Археологам известно множество «ловушек Кроу», разбросанных по территории Скалистых Гор от Миссури до Южного Плат.

Апсалуке вышли в прерии и какое-то время проживали на реке Канейдиан (река Наконечника) так как на берегах было много камней, пригодных для изготовления орудия.


1650


Апсалуке достигли обширной лесной страны, вероятно, это были современные штаты Оклахома, Арканзас или Миссури. Они здесь впервые увидели Полосатых Птиц - индюков. Но эта земля им не понравилась потому что «Они не могли видеть далеко». Вероятно из-за деревьев. (или из-за отсутствия гор - В.К.)


1660


Вождь Красит Свое Тело Красным продолжает поиски Священной Земли. Апсалуке поднимаются по течению Миссури и идут вдоль реки Плат. Оказавшись в районе границы между современным штатом Вайоминг и Монтана, Апсалуке решают, что это и есть та Священная Земля, которая указывалась в видении Вождя Нет Жизни. Они остаются.

Следующими вождями были Красная Рыба, Одно Сердце, Лицо Ворона, Белый Мокасин.

В это время в прерии пришли товары белого человека. Племена, приобретавшие у французских торговцев ружья, топоры, ножи становились сильными. Однако их форты находились далеко в Канаде, и товары распространялись очень медленно.

Алгонкинские племена Кри и Чиппева вместе с Ассинибойнами первыми вооружились огнестрельными ружьями, купленными у французов. Они-то и стали причиной переселения народов. Они выбили западных Сиу Тетон и Янктонаи на Запад, в сторону прерий. В 1670 году от Тетон откололись Оглала и Брюле, а от Янктонаев - Янктоны.

Оглала и Брюле стали охотится на бизонов вдоль восточного берега Миссури, а Янктоны выбили со своих земель Омаха, оттеснив их на юг.


1691


В 1691 Генри Келси из Компании Гудзонова Залива наладил торговлю с земледельческими племенами Миссури, Арикара, Мандан, Хидатса.

1675-1735

Племя Кроу и индейцы Северных Прерий приобрели лошадей у местных жителей около Великого Соленого Озера. (Лошади вымерли в Америке 10000 лет назад, но были завезены на юго-запад европейскими исследователями, испанцами в 1500-1600-е года. В основном это были лошади андалузских, арабских и берберийских кровей). (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1700


Около 1700 Апсалука приобрели первых лошадей в лагере Шошонов около Великого Соленого Озера.


1725-1730


Военный отряд Кроу привел с собой в лагерь первую лошадь, найденную в районе Жирной Реки (Грин-ривер. шт. Вайоминг)


1740


Исторически Кроу и Хидатса когда-то были одним народом в верховьях Миссури, затем они отошли на запад и заняли область вдоль Иелоустон Ривер и ее притоков, особенно Паудер, Винд Ривер и Бигхорн. Вероятно, соблазнившись торговлей лошадьми, Кроу отсоединились от Хидатса и ушли на запад в начале 18 века. В 1740 они уже были известны, как посредники, поставляя лошадей, луки, рубахи, изделия из перьев к деревенским индейцам (Мандан, Хидатса, Арикара), обратно же, к Шошонам Айдахо они везли ружья и металлические товары. Они были разделены на три группы, известные как Горные, Речные, и Пнули В Живот; последняя была, вероятно, ответвлением от Горных Кроу и никогда не была полностью независимой. (Сайт http://www.crownations.net/)


1745


Верхом на лошадях и вооруженные огнестрельным оружием, Черноногие–Пикуни вытесняют со своих земель на юге по реке Йелоустоун Кроу, Шошонов Нез-Персе. После этого наступает продолжительное перемирие.


1795


Нападение боевого отряда Арикара на селение Кроу. (Жан – Батист Трудо)

1805


Экспедиция Льюиса и Кларка приходит в земли Апсалука. Кларк встречает Кроу у Столба Помпей. Они возвращаются сюда в 1806, и лошадей, предназначенных для Кларка, за которыми смотрел сержант Натаниэль Прайор, крадут воины Апсалука (около соврем. Хантли, Монтана). Льюис и

Франсуа Ларок приезжали к Кроу в Йелоустоуне в это же время. После эпидемии оспы, их численность катастрофически сократилась.


1811


В сентябре 1811 произошел первый, записанный в истории, переход белыми людьми Светлых Гор в восточном направлении. В основном в то время эта земля была занята индейцами Кроу.

Это место разбивки лагеря впервые упоминается в истории как место, где Эдвард Робинсон, Джон Хобак и Джекоб Резнор, служащие Меховой Компании Джона Джейкоба Астора, перевели группу под назваением Astorians через горы Бигхорн, используя переход у реки Паудер.


1820


В начале 1820 годов Кроу считали территорию от Восточной Монтаны до Миссури своими охотничьими угодьями. В это время Лакота начали движение на запад с дальнего Востока и вскоре начались конфликты между двумя нациями.(Stog Bringli)


1823


Приблизительно в 1823, охотничий отряд Кроу столкнулся с большой группой Lakota на берегах реки Южная Moreau. Сражение передвигалось оттуда к месту, которое теперь известно как Crow Buttes (стрельбищные валы Кроу) на северо-востоке штата Южная Дакота в США. Кроу поднялись на возвышение для преимущества в битве. Эта тактика оказалась бесполезной, так как Lakota просто осадили подножие холма. Остатки Кроу в конечном счете потерпели поражение из-за нехватки воды на вершине. Lakota о лучшем и не мечтали. Но они заразились, или от своих противников или от белых, с которыми они имели деловые отношения. По срокам (инкубационный период), последнее было более вероятно. Во всяком случае, Lakota отъехали, к северу и западу от Crow Buttes, где все они умерли от болезни. Сегодня их путь известен, как Тропа Черепов. Об этой стычке мало написано, история передавалась устно коренными американцами.


1825


В 1825 году было подписано первое соглашение между Апсалука и С.Ш.А. Соглашение от Кроу подписал вождь Длинные Волосы, с американской стороны майор О’ Фаллон. Это произошло во время экспедиции О’ Фаллона и Аткинсона. Соглашение также подписано между правительством С.Ш.А. и племенами верховьев Миссури. Известный вождь Апсалука Гнилой Живот отказывается подписывать его.

Индейцы приняли суверенитет правительства США и территориальные границы.


1833


От основной группы откололся лагерь под предводительством Висящей Ноги в количестве 30 типи. В районе Черных Гор лагерь Висящей Ноги был уничтожен Шайенами. Оставшихся пленных Шайены пытали и казнили, включая женщин и детей.

Гнилой Живот собрал отряд в 600 воинов. Среди вождей также были Длинные Волосы, Маленький Белый Медведь, Желтый Живот, Два Лица. Кроу напали на лагерь Шайен у реки Арканзас и уничтожили 200 Шайен. 270 женщин и детей были взяты в плен. Было захвачено около 1000 лошадей. Сами Кроу потеряли пять человек убитыми и около двадцати ранеными.


1834 август


Осада Кроу форта Юнион (Американская пушная Компания). Вождь Гнилой Живот объявил войну белым торговцам, так как они снабжали оружием и продовольствием Черноногих. К тому же Черноногими был убит вождь Маленький Белый Медведь, друг Гнилого Живота. Кроу угнали у белых лошадей. По дороге обратно они дали бой Черноногим, в котором погиб Гнилой Живот.


1840


Cреди Апсалука разразилась одна из трех ужасных эпидемий оспы, которая уменьшила численность племени с 10000 (в 1830-х) до 2000 (к 1850-му году).


1843-1845


Правительство отправляет одеяла, зараженные сифилисом, как биологическое оружие, на территории Кроу, где не была проведена вакцинация. Эпидемия сократила население с 8000 до менее чем 1000 (в 1992 году численность населения восстановилась до 8000)

(Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1844


Война Кроу и Ассинибойнов. Заключение мира 1844г.

Ассинибойны обычно проигрывали в войне против Абсароков, но, тем не менее, лошадей они угоняли у них успешно. Абсарокам нечего было брать у Ассинибойнов, кроме скальпов, поэтому они весьма редко сами ходили на них войной. Они предпочитали оставаться на своей земле и сторожить своих многочисленных коней. Если же враги угоняли табуны, Абсароки стремглав кидались в погоню, и давали бой. В этих схватках Ассинибойны несли большой урон, поэтому, когда в 1844 году Абсароки предложили им мир, Ассинибойны с готовностью приняли заманчивое предложение. За несколько лет племена стали добрыми друзьями, часто охотились вместе, Абсароки одарили их лошадьми.


1844


Война Кроу и Оглала.

“До того, как начались неприятности с переселенцами вдоль реки Платт, Оглалы считались самыми порядочными и дисциплинированными среди Сиу. Трудности в общении с ними возникали крайне редко. Торговцы, приезжая в их стойбище, чувствовали себя в полной безопасности. Врагами этого племени являются Кроу (Абсароки), приезжающие в летнее время к истокам Пыльной Реки (Powder River) или к подножию гор на Реке Ветра (Wind River Mountains), что находится в нескольких днях пути от западных границ земли Оглалов. Абсароки и Оглалы находятся в состоянии войны настолько давно, что никто из живущих индейцев не может вспомнить, как началась вражда. Их взаимная ненависть настолько велика, что ни те, ни другие индейцы никогда не заговаривают о мире. То и дело между ними вспыхивают сражения. Сю чаще выступают в роли интервентов, угоняя лошадей у Кроу, настолько богатых табунами, что хозяева просто не в силах были обеспечить им нормальную охрану. Когда Сю уводят у Кроу лошадей, обычно сразу снаряжается погоня, после чего происходит битва.”

Так в 1844 году по указанной причине произошло столкновение с Кроу, в котором двадцать шесть Оглалов погибли, а остальные бежали с поля боя, позорно поколоченные кнутами и палками. Это пример редкого случая, когда жизни ненавистных врагов были сохранены. Вместо обычного жестокого расчленения умирающих врагов индейцы предпочли унизить противника, прогнав Оглалов с позором. Причина, должно быть, крылась в том, что число погибших врагов было велико. Потеря двух-трёх воинов в бою считалось настоящей трагедией, что же говорить о гибели сразу двадцати шести Оглалов! Победа далась Кроу легко, и они были довольны. Удовлетворение рождает великодушие, это свойственно многим людям.

До того, как караваны переселенцев пришли в районы Арканзаса и Платт, Оглалы часто отправлялись на юг выменивать там лошадей и огнестрельное оружие. Но с наплывом переселенцев дорога туда оказалась практически отрезанной, и Оглалам пришлось искать новые пути, где можно было обогатиться лошадьми, и они начали активные рейды на север, в страну Кроу.

(Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)


1850


Первая осада всего племени Кроу племенем Сиу, Кроу вышли победителями.

(Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1851


Апсалука принимают участие в первом Соглашении Форта Лэрэми. По этому соглашению, территория Апсалука сократилась до 33 -38 млн. акров земли в современных штатах Монтана и Вайоминг.


1855


Построение торгового форта на землях Кроу, форт построен вдоль Йелоустон в удалении от 150 до 300 миль от устья рек: Тонкаве, Роузбад, Паудер, Биг Хорн, О’ Фаллонс Крик и Литтл Хорн, на которых были торговые точки. Дорожные запасы присылались трапперами и слугами, караваном из 15-20 людей. Некоторые оставались покупать меха, остальные ехали до Форт Юнион по устью реки Йелоустон – дорога была очень трудной в любое время года. Во время летних паводков выпадает много осадков. На поверхности воды дрейфует огромное количество деревьев и веток. После периода разливов вода очень опускается, низко обнажая мели, пни, останки деревьев, камни по всей протяженности. Между скалами вода прибывает очень быстро с такой скоростью, что невозможно спустить приготовленные лодки. Нужно их разгружать, а товар переносить людьми к месту, где есть укрытие. Временами такая ситуация на 100 миль. Из-за плохой дороги людям тяжело нести товары, а лодки пустые остаются у реки. К тому же вокруг сплошная опасность. Часто здесь разбивались лодки, тонул и товар, и люди. И это время надо еще укрываться от орд Черноногих и Лакота, которые враждебны не только к белым. Но эти трудности ничто в сравнении с ситуацией вокруг фортов. Редкая неделя проходит без атак у вынужденных бросить работу и опускать ворота людей. С одной стороны Лакота и Черноногие, с другой неустанные разбойники, которые там прячутся и делают набеги на форт. Где бы ни появились Кроу, их сразу атакуют. Те Кроу, что укрываются в форте, выходят лишь тогда, когда по близости нет враждебных индейцев, чтобы выпасти своих лошадей. Каждый год, с тех пор, когда начали продавать меха в стране Кроу, погибали от 5 до 15 работников торговых точек. Главным образом от рук Черноногих и Лакота. Как рассказывал Гнилой Живот: «Товары и добыча, доставшаяся на охоте и в грабежах а также амуниция и оружие Черноногими делилась поровну. Черноногие старались не запоминать хороших дел и различных компромиссов со стороны Кроу, чтобы никогда не оказывать помощи. Черноногие никогда не делились припасами с голодающими Кроу даже в мирное время. Черноногие были грозными и жестокими людьми, они убивали трапперов после того как вдоволь поиздеваются над ними. Одновременно с этим они сами стойко принимали смерть и мужественно переносили казни». Кроу никогда не отходили далеко от форта. Но в ту пору года Кроу пребывали у Плоскоголовых и Нез Персе. Продавали товары, обменивали вещи на коней, упряжь и прочее снаряжение. Поздней осенью часть из них обжилась при форте, но большинство осталось ближе к горам, дожидаться скорой весны в долинах и лугах. Через пол года в форте они оставили собственную охрану, а несколько человек отплыло на лодках. Те, кто остался, не могли безопасно рыбачить возле реки, даже в нескольких метрах от ворот. Во время одного из нападений Черноногих, некоторые погибли прямо в воде. Все охотники с форта, которые охотились поблизости, также были убиты. Черноногие держали скрытую осаду и гарнизон голодал. В этом же году не было бизонов. Несколько коней, которые держались для охоты, были украдены Черноногими, а люди охранявшие лошадей были убиты. Черные Ноги не атакуют открыто, они как правило долго ждут в укрытии выходящих из форта, в траве, рвах, ямах. Люди из форта гибли когда выходили по одному-два человека, в открытой лобовой атаке они били Черноногих.


1856 февраль


Уничтожение отряда Черноногих войнами Кроу, с последующим нападением на лагерь Черноногих. (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”).


1863


В 1860-ых, Сиу и Шайены начали оттеснять Кроу с территории, которая принадлежала им по соглашению 1851 года на Хорс Крик. Таким образом, это были индейцы Сиу, которые в этом месте вступили в конфликт с Джоном Бозманом и его первым караваном фургонов, поставив ультиматум: либо фургоны едут обратно, либо мы убъем вас. Это был 1863 год, и караван повернул обратно к Оленьему Ручью и по Орегонской дороге к Форту Холл, а затем к северу в штат Монтана. Бозман и несколько других из каравана двинулись на юг вокруг гор Бигхорн в бассейн реки Бигхорн направились к северу в штат Монтана.


1864


Апсалука успешно защищались против превосходящих объединенных сил Лакота, Шайен и Арапахо на восточном Ручье Прайор, север современного Прайора, Монтана. Это самая масштабная и драматическая битва в 60-х годах, в которой Апсалука защищали свои восточные земли от вторжения Лакота.


1864


Сиу, Шайены и Арапахо попытались уничтожить Кроу, но это им не удалось. Это произошло в семи милях на север от современного города Прайор, Монтана. На одного воина Кроу приходилось 10 врагов, но они отразили вторжение. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1865


Апсалука содействуют армии США, охраняя путешественников на дороге Бозмана. На территории Апсалука основано уже три форта.


1866 август


Визит Красного Облака в селение Кроу, расположенное в северной части гор Биг-Хорн, в надежде убедить их примкнуть к его союзу и разгромить форт Керней. "Мы хотим, чтобы вы помогли нам уничтожить белых" - говорил Красное Облако. Некоторые Кроу согласились примкнуть к Красному Облаку (Ди Браун).


1868 ноябрь


Девятого ноября, когда члены комиссии прибыли в форт Ларами. Медвежий Зуб один из вождей Кроу произнес речь, в которой обвинял всех белых людей в безжалостном уничтожении живой природы и ее окружения: "Отцы, отцы, отцы, выслушайте меня как следует. Верните ваших юношей с гор, где пасутся горные козлы. Ваши юноши переполнили нашу страну; они уничтожают еще не выросший лес и зеленую траву; они выжигают наши земли. Отцы, ваши юноши опустошили эту землю и убили моих животных: лося, оленя, антилопу, бизона. Они убивают их не для того, чтобы съесть, они оставляют их гнить там, где те упали. Отцы, если бы я пришел в вашу страну убивать ваших животных, что бы вы сказали? Разве я не поступил бы дурно и разве вы не стали бы воевать со мной?"


1868


Апсалука принимают участие во втором Соглашении Форта Лэрэми, их земли уменьшаются до 8 млн. акров, в современном штате Монтана.


1868 декабрь


Кроу нанимаются на службу к Карингтону против Сиу. 6 декабря скауты Кроу под предводительством вождя Маленький Белый Медведь (сын вождя Маленький Белый Медведь, убитого Черноногими в 1834 году) принимают первый бой против Красного Облака и Бешеного Коня, обороняя форт Керней.


1869


Первое правительственное агентство основано на Ручье Скребка (современный Мишн Крик, Монтана). Впервые Апсалука узнали, что такое резервационная политика США.


1869-1870


Бой у истоков Большого Сухого Ручья. Отряд Кроу из тридцати пеших воинов держал оборону против ста всадников Лакота, возглавляемых Сидящим Бизоном. Все тридцать Кроу погибли, Лакота потеряли восемнадцать человек убитыми, около двадцати ранеными. (Robert Utley “The Lance and the Shield”)

Это сражение, которое известно среди Лакотов как Бой-Тридцати-Убитых-Ворон, является замечательным примером того, как умели сражаться войны Кроу. Тридцать пеших воинов (два всадника не делают в данном случае “погоды”) умело оборонялись от сотни нападающих конников! Лакотам не помогло даже то, что ими руководил прославленный военный Сидящий Бык, само присутствие которого должно было вдохновлять их и организовывать. Впрочем, как показала история, даже самые авторитетные вожди далеко не всегда справлялись со своими воинами и могли держать их в узде, столь необходимой для умелой победы. Этот бой свидетельствует о том, что Кроу обладали большим благоразумием. К сожалению, благоразумие всплывало на поверхность обычно у более слабой стороны, когда было очевидно, что пустая бравада не приведёт к успеху.


1870


Кроу заставляют вести резервационный образ жизни. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1871

Торговый форт, построенный в 1855, утрачивает свое значение после 16 лет работы. Форт опустел, его постепенно покидали как Кроу, так и торговцы. Некоторые торговцы считали, что торговля не стоит риска. Но две трети Кроу в последнее лето зашли забирать свои вещи в торговую точку на реке Плат. В страну Кроу также прибыло несколько торговцев с товарами на обмен. Они везли товар вдоль реки Плат до форта Ларами. Они зимовали на реке Паудер. Там они строили дома и торговали с Кроу. Купленные у них меха они везли в Сент-Луис. Возвращались они обычно все той же дорогой. В стране Кроу обычно плохая торговля. Некоторые Кроу уезжали за запасами в Форт Юнион, другие на реку Плат. Другие рыщут по горам, в надежде обменяться товарами, либо грабят эмигрантов. Торговля с Кроу никогда не приносила большой прибыли, покупают они только наилучшие и дорогие товары, за которые рассчитываются конями. Также их одежда в основном из европейской ткани, вооружены они английским оружием и боеприпасами. А это все не может принести большой прибыли. К этому всему хочется добавить присущее этим местам нищенство, разбойничество. Расходы и риск отправки вещей в Йелоустон. Кроу ничего не оставили торговцам за вознаграждение. Короче, даром потерянное время.


1872


Вновь сокращаются владения Апсалука, правительственное агентство перемещается в современный Абсароки, Монтана.


1872


Агенство Кроу переехало в р-н реки Роузбад, недалеко от Абсароки, Монтана.

(Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1876


Апсалука продолжают поддержку армии США, поставляя своих скаутов в ряды Столетней Кампании. Если бы не поддержка Апсалука, то колонну Генерала Крука в Вайоминге 17 июня на ручье Роузбад постигла бы такая же судьба, как и Кастера восемью днями позже.


1877


Апсалука отвечают своими атаками на вторжение Лакота, Шайен и Арапахо, иногда с поддержкой армии США, иногда – без нее. Они даже преследуют отступающих Лакота до самой Канады.


1881


Сидящий Бык с последователями сдаются в форте Буфорд, Северная Дакота, пробыв в Канаде 4 года. Одной из причин этого, как он говорил, было то, что он искал защиты от постоянно тревожащих их воинов Апсалука.


1882


Апсалука согласились на новый передел земель, их агентство перемещается в Кроу Эдженси, Монтана, где оно находится и по сей день.


1882


April 11 Соглашение с Кроу об урезывании земли, территория Кроу сокращается.

(Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1882


Между Рид Пойнт, и Биг Тимбер была любимая стоянка Кроу. Там же Кроу впервые отпраздновали 4-е июля. Бурлингтонская Северная Железная дорога спонсировала празднование в 1882 и перевезла Кроу, которые стояли лагерем в Абсароки, Монтана, на платформах. Рабочие железной дороги назвали ребенка из племени Кроу, рожденного во время празднования Джорджем Вашингтоном, и этот ребенок стал племенным лидером, Джорджем Вашингтоном Хоганом.


1884


Люди, живущие недалеко Лодж Грасса, также назывались "Люди Долины Вождей", потому что много великих вождей, таких, как Пятнистая Лошадь, Старый Пес, Волк Ложится, и Магическая Ворона, обосновались здесь, когда племя Кроу уступило западную часть резервации и перешло в восточную часть в 1884. (The Migration Story. By Joe Medicine Crow. From: Graetz, Rick, and Susie Graetz. Crow Country: Montana's Crow Tribe of Indians. Billings: Northern Rockies Publishing Company, 2000.)


1884


Агенство Кроу переместилось к месту слияния БигХорна и Литтл БигХорна по причине убийства его члена Агенством по делам Индейцев. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1885


Конгресс беспричинно уменьшил помощь голодающим индейцам в Монтане, на это Нью Йорк Трибъюн ответила упреками. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1887


Военный вождь Апсалука по имени Сворачивает Свой Хвост предпринимает неудачную вылазку против представителей США. Причина – недавно принятый закон, запрещающий Апсалука выходить за пределы резервации и воевать с другими индейскими племенами. Сворачивает Свой Хвост был убит, его люди – заключены в тюрьму. Один человек из кавалерии был убит в перестрелке, он похоронен на Кладбище Кастера, Литтл Бигхорн.


1888


Рискуя попасть в тюрьму, или даже быть казненными, вождь Апсалука Две Леггины и его люди атакуют отряд Лакота из резервации Форт Пек.

Апсалука захватывают всадников Лакота, убивают одного из них и забирают обратно своих украденных лошадей. Историки считают это последним межплеменным конфликтом в Северных Прериях.


1888


Кроу заключены в резервацию, они покидают свою родину. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)


1893


Секретарь по внутренним делам, Хоук Смит (администрация Кливленда) пришел в агенство Кроу, чтобы приобрести часть резервации Кроу. Алек Грин – официальный переводчик. (Old Coyote, Mickey. Apsaalooke: Then and Now. Greensburg: MacDonald/Swгrd Publishing Company 1993.)













Hosted by uCoz