СЕМЬ НАКИДОК ВОЕННЫХ ПОДВИГОВ



Арни Браунстоун

Перевод Н. Крекер



Арни Браунстоун родился в равнинной провинции Саскачеван, Канада. Закончив Йоркский Университет по программе Изобразительное Искусство в 1974, он начал свою работу на Антропологическом отделении Королевского Музея Онтарио (Royal Ontario Museum) и продолжает работать там на должности помощника куратора. За эти годы его его интерес от живописи и выставления собственных работ поднялся до изучения живописи равнинных индейцев. Адрес автора: Royal Ontario Museum, 100 Queen’s Park, Toronto, Ontario, Canada M58 2C6








В 1851 году художник Дикого Запада Рудольф Фридрих Курц (1937: 301) отмечал по поводу рисунков равнинных индейцев: «разные народы изображают человека не одинаково, а в свойственной им традиционной манере». В противоположность ему, Норман Федер (1967) подчеркивал, что очень трудно для современных ученых разобраться в племенных стилях изображения. Но в конце концов, оба исследователя пришли к согласию, что искусство равнинных индейцев было синтетическим, с одной стороны консерватизм, традиции и замкнутость культуры, с другой - однородность и ассимиляция среди сообщества культур. Норманн Федер хорошо разбирался в этом разветвлении, изучая племенные стили. В своих работах он особое значение придавал мельчайшим деталям «визуального словаря», – кирпичикам, из которых строились рисунки. Именно эти мелочи овладевали его вниманием и вдохновляли на бесчисленные иллюстрации-схемы, чтобы решить задачу методом сравнения. Проникшись уважением к формальному подходу Федера к проблеме племенных стилей, я и посвятил следующее исследование культурным источникам семи изображений военных подвигов.



Рис. 1. Перерисовка с раскрашенной бизоньей накидки, поступившей в коллекцию в 1837. Бернский исторический музей, (cat.no. N.A. 4) (из коллекции Лоренца А. Шоха, возможно, из музея Кларк, St. Louis, MO)



Рис. 2. Перерисовка с бизоньей накидки, приобретенной без документов в 1861. Национальный музей Копенгагена (cat.no. 1ld60).


Первая из изучаемых работ (рис. 1) – это накидка военных подвигов из Исторического Музея в Берне (Швейцария), (cat.no. N.A. 4), приобретенная Лоренцем Шохом в районе Ст. Луис, Миссури в 1837 году. В своем кратком описании коллекции Шоха Бушнелл (1908: 3) упоминает этот экспонат наряду с накидкой, которая, как сейчас считается, принадлежала вождю Мандан Мато Топе. Бушнелл утверждает, что последний рисунок был подписан «Кроу 1», но не дает никакой информации о рисунке, о котором идет речь. Однако, несколько лет спустя Ваттер (1927: 64) ссылался на музейные записи, показывающие, что бернская накидка была Кроу. Он так же был уверен, что у нее было одно происхождение со второй изучаемой нами накидкой, хранящейся в Национальном Музее в Копенгагене (cat. No. Hd60) (рис 2). Она была куплена без документов в 1861 .



Рис. 3. Рисунок с бизоньей накидки, приобретенной Вильямом Шифлином у Кри или Черноногих в Форте Бентон, Монтана, в 1861. Национальный Музей Американских Индейцев, Smithsonian Institution (Washington DC) cat.no. 1/2558.



Рис. 4. Рисунок на леггинах, приобретенных Джозефом Колорэдо-Мансфельдом в Вайоминге в 1905. Музей Опочно, cat.no. 6916.


Сравнив стилистические особенности обоих росписей с накидкой Двух Воронов их племени Хидатса в Берлинском музее и двумя накидками Хидатса, изображенными Курцем, Ваттер (1927: 79) заключил, что все они должны были принадлежать племени Хидатса. Эверс (1982: 45) изучал накидку в Национальном Музее Американских Индейцев (cat.no. 1/2558), третью из нашего набора, и нашел, что она была тоже похожа на наброски Курца (рис. 3). Так или иначе, Эверс считал, что это накидка Кроу, на ней были фигуры, напоминающие петроглифы в стране Кроу. Ее схожесть с рисунками Курца он объяснял тем, что у Кроу и Хидатса был похожий графический стиль. Галанте (1984: 55) так же полагал, что накидка из НМАИ - Национального Музея Американских Индейцев принадлежит племени Кроу. Он отмечал, что на ней были человеческие фигурки, похожие на рисунки на накидках из Берна и Копенгагена, и обнаружил, что конусы наверху многих фигур идентичны конусу на фигуре, выгравированной на хорошо изученной рамке для зеркала Кроу. В документах накидки из НМАИ указывалось, что ее приобрел Вильям Шифлин у индейцев Кри или Черноногих в форте Бентон, Монтана в 1861. Дорси добавил к каталогу запись о том, что хотя вышивка иглами дикобраза была, возможно, сделана Нез Перс, нарисованные фигуры и вышитая бисером суконная эмблема по краю были типичны для Кроу. Копенгагенская накидка так же украшена треугольным значком. Тэйлор (1987: 307) и Хольм (pers. Comm. 1996) сошлись во мнении, что треугольные орнаменты указывают на принадлежность к Кроу. Как бы там ни было, этот мотив получил более широкое распространение, так как Женщина Резак – жена вождя Черноногих Вороньей Ноги была сфотографирована в 1907 в бизоньей накидке с такими же отличительными знаками, она была немного длинней, но с такими же маленькими треугольниками в каждом углу (Publick Archives of Canada, Morris collection #497). Федер (1980) установил, что на всех трех накидках розетки и полосы, вышитые иглами дикобраза, были идентичными и типичными для Мандан, Хидатса, Кроу, Нес Перс и других соседних племен Плато и Бассейна. Полосы выполнены в технике, которую Тэйлор (1987: 307) и Галанте (1984: 55) относят именно к Кроу, хотя Хольм (pers. comm. 1996) считал, что она имеет более широкое распространение.



Рис. 5. Рисунок на раскрашенной рубахе без документов. Национальный Музей Американских Индейцев, Smithsonian Institution (Washington DC) cat.no. 17/6345.


Вышитые бисером полосы на четвертой расписанной шкуре (рис. 5), - рубахе из НМАИ (cat.no. 17/6345), были выполнены в такой же технике. Хольм (1992: 49) установил, что эта рубаха, приобретенная без документации, в нескольких отличительных чертах походила на накидку из Копенгагена и бернскую накидку. У этой рубахи есть «эполеты» на плечах, Тэйлор считает это отличительной чертой рубах Кроу, а Хольм – что такой элемент встречался и у Кроу и у племен Плато. Тэйлор (1987: 309) впервые опубликовал пятый рисунок в нашем наборе (рис. 4) – пару леггин из чешского музея (Opocno Castle Museum, cat.no. 6916), про которые было известно лишь то, что их приобрел Джозеф II Коллорэдо-Мансфельд во время своей поездки в Вайоминг в 1905. Тэйлор отметил, что фигуры, нарисованные на них напоминали рисунки на трех накидках, упомянутых выше. В 1991 Рольф Крюше любезно обратил мое внимание на рубаху в Opocno Castle Museum (cat.no. 6915), примерно таким же образом приобретенную, как и леггины, и носящую такие же отличительные черты, как и предыдущие пять росписей (рис. 6).



Рис. 6. Рисунок на рубахе, приобретенной Джозефом Колорэдо-Мансфельдом в Вайоминге в 1905. Музей Опочно, cat.no. 6915.


На ней такая же техника вышивки иглами дикобраза, и, как и на леггинах, два ряда из обернутых иглами дикобраза пучков конского волоса. Тэйлор (1962: 60; 1981: 51) считал, что такая техника вышивки практиковалась преимущественно Кроу, особенно, Горными Кроу (Тэйлор 1987: 301), но Хольм (1987) утверждал, что Нез Перс использовали ее так же часто, как и Кроу. Билл Хольм любезно показал мне последнюю роспись по коже в нашем наборе – бизонью накидку из частной коллекции без документов (рис. 7).



Рис. 7. Бизонья накидка без документов. Коллекция Лауры Фишер.


Хотя ученые соглашаются, что все семь росписей носят достаточно общих стилистических черт, чтобы говорить об их общем происхождении, нет общего мнения относительно того, кто же их сделал. Настоящее исследование – еще одна попытка поиска создателей этих работ.



Рис. 8. Человеческие фигурки .


Наблюдение Курца, что изображение человека у индейцев Равнин было очень условным и традиционным, звучит убедительно, если посмотреть на самоуверенных грациозных воинов на этих семи росписях (рис. 8a-f) . Эти неповторимые фигурки то замечательно передают движение, то твердо стоят на земле, подняв кулаки, как боксеры. У них есть и другие отличительные черты, включая чрезмерную удлиненность, уверенные линии, четкое соотношение углов и кривых, широкие плечи, суживающийся торс, V-образную линию плеч, хорошо обозначенные икроножные мышцы, отсутствие ладоней и треугольную форму бедра. Кроме этих семи росписей, фигуры с V-образными плечами находят только на расписанных шкурах, как считается, принадлежащих Черноногим (Brownstone 1993: 16) и наскальных росписях на территории, в свое время заселенной и Кроу и Черноногими (Conner and Conner 1971: 20). Так или иначе, черноногские фигурки с V-образными плечами по сравнению с Кроу сделаны топорно и всегда – с поднятыми вверх руками и растопыренными пальцами, «в позе богоявления» (Barry 1991: 51; рис. 8g-h). Из ранних изображений воины на петроглифах в стране Кроу (рис 8i) и на рубахе Двух Воронов (рис. 8j) более всего походят на наши семь росписей. Найдено несколько похожих человеческих фигур, нарисованных в конце 19 века: шошонская фигурка, фигурка на накидке Нез Перс и рисунок Магической Вороны (рис. 8k-m).



Рис. 9. Накидки военных подвигов. Рисунки Курца.


Зарисовки Курца накидок военных подвигов (рис. 9) долгое время считались аккуратно передающими стиль изучаемых нами росписей. Хольм (pers. comm., 1996) указал на особое сходство между рисунками Курца и такими же рисунками на накидке Фишера. Особенно оно бросается в глаза, если сравнить высоко шагающего воина и фигуры с ружьями по нижнему краю накидки Курца (рис. 9a) с двумя борющимися воинами в верхнем левом углу накидки Фишера (рис. 7). Тот факт, что многие Хидатса верили, что европейские художники приносят беду, заставлял Курца быть очень осмотрительным, делая зарисовки (1937: 76, 77, 81, 98, 116, 257). Это обстоятельство вкупе с техническими трудностями при переводе сложных деталей с военных накидок усугублялось серьезной близорукостью (Kurz 1937: 80, 163, 181), означало, что Курц, возможно копировал фигуры не за один сеанс. Его собственные слова: «Так как вокруг меня сейчас мало что происходит, я сейчас стараюсь улучшить свои первые наброски и уделяю больше внимания деталям» (Kurz 1937: 89). Это говорит о том, что он добавлял детали, такие, как фигурки на накидках, к своим более ранним зарисовкам. Этим можно объяснить, почему его рисунок накидки Омаха (рис. 9c) имеет такое сходство с накидками Хидатса, зарисованными им (рис. 9a-b). Несмотря на эти недостатки, рисунки Курца являются важными деталями в разрешении загадки семи росписей.



Рис. 10. Торсы.


Полоски на туловищах фигурок распространены ограниченно и, в основном, на накидках, сделанных до 1860 года. Узоры на торсах есть на шести из семи рисунков (рис. 10a-f). Большей частью, это косые параллельные линии, часто сходящиеся к вертикальной оси на груди. Еще такие узоры встречаются на рисунках Черноногих, часто это перекрестная косая штриховка (рис. 10g-k). Три из работ - Кроу, Хидатса и Нез Перс носят такие же узоры, как на семи росписях (рис. 10 l-n) Несколько узоров на груди, напоминающих татуировку, есть на ранних росписях Мандан и Сиу (рис. 10 o). Как и татуировки в Северных Прериях (Light 1972; Kurz 1937: 173) и полосатые узоры на боевых рубахах, узоры на торсах семи росписей, вероятно, означали военные почести.



Рис. 11. Конические формы на головах.


Конусы на головах воинов – отличительная черта пяти из семи рисунков (рис. 11a-c). Непрямые конические формы широко распространены и в первой (рис 11f-i) и во второй половине 19 века (рис. 11j). Геометрически правильные конусы встречаются только на: воинах Белого Лебедя (рис. 11k), резьбе по лосиному рогу равнинных Кри и Оджибва (рис. 11 l) , фигурке, выгравированной на зеркале Кроу (рис. 11m) и поясном портрете на накидке Нез Перс (рис. 11n).

В литературе есть ряд упоминаний о волосах, закручиваемых в виде неправильного конуса на голове. Джон Макдонелл (Wood and Thiessen 1985: 90) в 1793 году в районе Ред Ривер наблюдал Ассинибойн и Кри, которые закручивали свои длинные волосы «как веревку на макушке в форме митры». Около 1845 Отец Де Смет (1905: 590) отмечал, что ток (женский гол. убор без полей – прим. пер.) у Черноногих – это хвост 7-8 футов длиной, сделанный из конского или бизоньего волоса, который переплетался с собственными волосами. Но вместо того, чтобы свободно свисать сзади, этот хвост делается на лбу и напоминает рог носорога».

В «Индейской галерее» Кэтлина есть изображение старика Хидатса с волосами, закрученными виде конуса (Truettner 1979: 93). Бодмер изобразил Хидатса, Кроу, двух Атсина, Черноногого и Мандан (Goetzman et al. 1984: 356, 16, 239, 320, 237, 248-249; Thomas and Ronnefeldt 1976: 39, 172, 2, 128-129, 132-133) с очень длинными волосами, собранными на лбу. Около 1845 года Николас Пойнт (1967: 64, 183, 130, 139, 131) нарисовал двух людей, предположительно, Черноногих, одного Кроу, четырех человек из Северных Прерий, района Трансмонтана (племя неизвестно), Гровантра – у всех волосы были таким же образом собраны на лбу или закручены. Курц (1937: pls. 25, 31, 38, 41) описывает трех человек, скорее всего, Хидатса, с волосами, закрученными сверху, так же и Густав Сохон в 1855 описывает вождя Пиеган Белого Быка (Nicandri 1986).

Таким образом, коническая форма на голове каждой из нарисованных фигурок, скорее всего, изображает длинные пряди собственных и искусственных волос, закрученных или собранных в пучок на лбу.

Если учесть, как некоторые европейские художники изображали эту прическу, становится понятно, что полоски на конусах призваны создавать эффект закручивания.

Конические шапки так же заслуживают внимания. В 1833 Бодмер написал портрет воина Хидатса в черной, возможно фетровой, шляпе с высокой тульей, опоясанной белой лентой, с полями, опущенными вниз (Goetzman et al. 1984: 315).Такая же фетровая шляпа Кри хранится в музее Гленбо (Glenbow Museum, cat.no. AP 180B), она датируется примерно тем же периодом, тулья опоясана двумя лентами из белой и коричневой шкурки ласки. История этого экспоната рассказывает, что шляпа вместе с шерстяным жакетом с металлическими пуговицами надевалась в военные походы, чтобы отводить пули и стрелы. На встрече в Форте Лэрэми 1867 года несколько делегатов Кроу носили черные фетровые шляпы с высокими тульями в стиле «Калабриан», такие же, как у американских генералов, с разноцветными ленточками, опоясывающими тулью по всей длине. (Simonin 1966: 101; так же см. Campione 1995: 12; Howell 1975: 31). Курц (1937: pls. 7, 27) написал портреты торговцев Книппа и Калбертсона в 1851 году в Северных Прериях, которые носили шляпы «калабриан». Этнографический музей в Берлине хранит коническую шляпу, которую относят к племени Кри и датируют примерно 1850 годом (cat.no. IVB8607). По крайней мере, трое равнинных Кри сфотографированы в остроконечных шляпах, как из европейского фетра, так и традиционных меховых цилиндрических шапках (Silversides 1994: 78, 60, 28). После 1884 года Смит (1943: 21) наблюдал, что Хункпапа и Блэкфут Сиу сминали свои стэтсоны так, что те походили на «остроконечную шляпу клоуна», затем обрезали края зубчиками и обматывали полоску меха выдры вокруг шляпы. Возможно, конические шляпы ценились среди племен Равнин, потому, что или подходили по форме или создавали впечатление массивных волосяных чубов.



Рис. 12. Выступы по бокам голов.


Четырехугольники по бокам голов, часто в комбинации с коническими шапками, являются отличительной чертой изучаемых рисунков, кроме рисунков на накидке Фишера (рис. 12a-f). Шарообразные выступы по бокам головы находят на других росписях Равнин (рис. 12g-n) . Они могут означать практику, о которой Ракушечный Никлэйс рассказывал Лоуи (1922: 228), согласно ему, Кроу на тропе войны собирали и привязывали волосы над ушами. Еще два примера показывают прямоугольники, идентичные таким же на семи росписях (рис. 12o-p). Эти прямоугольники могут означать большие ракушечные или бисерные серьги, описанные Денигом (1953: 35), но, скорее всего, они означают пучки волос по бокам головы. Такая прическа стала довольно популярной на Северных Равнинах и Плато, если судить по картинам Кэтлина (Truettner 1979: 180, 190, 194) Бодмера (Thomas and Ronnefeldt 1976: 189, 218, 222) и Курца (1937: pls. 1, 27, 31).



Рис. 13. Отдельно нарисованные ладони.


Отдельно нарисованные ладони, похожие на грабли с большим пальцем, отогнутым, как у автостопщика, (рис. 13a-f) отличают пять из семи работ. Этот мотив означает захват имущества у врага. На трех щитах Кроу есть аналогичные рисунки (рис. 13h-i), а хватающая ружье рука на накидке Двух Ворон (рис. 13g), которую предваряют три отпечатка стоп, демонстрирует сходство не только по форме, но и по функции.

Помимо этих работ, только Черноногие использовали отдельную ладонь, чтобы обозначить захват ценностей, о чем свидетельствуют около двадцати росписей на шкурах (Brownstone 1993: 19). Но они по форме не похожи на рисунки Кроу.



Рис. 14. Дизайн накидки Нез Перс, Field Museum, cat.no. 69,143.


Насколько я знаю, накидка Нез Перс из музея Field Museum (рис. 14), а так же накидки Фишера в Берне – единственные сохранившиеся экземпляры, в которых композиция разделена на две части, и изображенные сцены и копии зарегистрированы в разных описях .

Следует помнить о стремлении Кэтлина к обобщению в его зарисовках индейских пиктографических рисунков, он изобразил шесть накидок с разбитой композицией (1959: frontispiece, 129, 132, 142), три из них он отнес к Кроу, два – к Черноногим, один – к Апачам. Курц (1937: pl. 12) изобразил одну такую накидку, по-видимому, Хидатса.



Рис. 15. Подсчеты подвигов.


На семи разрисованных шкурах есть своеобразные таблицы «подсчета почестей» - они бывают двух типов – в виде полос и в виде отдельных фигурок, здесь мы их назовем «таблицы-полосы» и «таблицы-предметы». «Таблицы-полосы» есть на накидках в Берне,у Фишера и на леггинах в музее Oпочно (Чехия) (рис. 15a-c). Это ряды палочек с полукругами и условных человеческих торсов, снизу примыкающих к горизонтальным красным или черным линиям. Есть несколько «таблиц-полос», сравнимых с семью росписями. Самая примечательная – шкура, целиком посвященная подсчету «отданных в дар ценностей, благодаря которым Желтый Медведь стал почетным человеком» (рис. 15d) (Peter Bolz, pers. comm., 1996). Бодмер написал портрет Мато Топе, где на его рубахе частично видна такая полоса - слева на груди (рис. 15e). На рубахе из коллекции лт. Дж. К. Уоррена справа на груди есть такая же полоса (рис. 15f). Рудольф Курц сделал небольшой набросок полосы (рис. 15g), а еще одна подобная полоса есть на накидке музея Field Museum (рис 15h). Гилберт Вильсон приобрел платье Мандан, которое носила Женщина Бобр, на нем была полоса, рассказывающая о военных подвигах ее мужа Красного Белого Бизона (рис. 15i). Женщина Бобр объясняла, что каждая полоска с палочками и полукругами означала удачный поход за лошадьми, проведенный Красным Белым Бизоном. А полоска с человеческими фигурами – военный поход, в котором был убит Сиу . Здесь не приведены 6 иллюстраций Кэтлина – полосы с человеческими фигурками. Четыре их них Кэтлин отнес к племени Мандан.



Рис. 16. Подсчеты ружей и другого оружия.


На семи росписях перечисление ценностей, захваченных, а возможно, раздаренных, бывает двух видов: в одном случае это повторяющиеся ружья, в другом - различные виды оружия. На рубахе из Oпочно второй вариант: ряды различного оружия по обе стороны от лент на рукавах (рис. 16a). Такие же перечисления можно найти на накидке Хидатса, зарисованной Курцем, накидке Кроу или Нез Перс в музее Лос-Анжелеса, на петроглифе в Nordstrom Bowen – в стране Кроу (рис. 16b-d). Похожие примеры, которые здесь не показаны, есть на пяти расписанных шкурах, целиком посвященных перечислению предметов и бесчисленных военных подвигов, полосы даже поделены на отдельные секции. Эти шкуры принадлежат Черноногим (Brownstone 1993: 17).



Рис. 17. Мечи.


Такой же смысл несут предметы, похожие на мечи, на рубахе в Oпочно (рис. 17a). Подобные изображения есть на накидке из Лос-Анжелеса и петроглифе в Nordstrom Bowen (рис. 17b-c). Он состоит из трех частей: треугольник с полосками внутри на одном конце и удлиненное треугольное лезвие на другом, а посередине – нечто, похожее на рукоятку. Треугольные подвески так же встречаются на копьях из Oпочно. Это обозначение, общее для экземпляров из Лос-Анжелеса и Nordstrom Bowen, вкупе с манерой, в которой нарисованы хвостовые перья птицы на щите Кроу (рис. 17d), наводит на мысль, что эти треугольники означают перья, прикрепленные к копью. «Рукоятка» больше всего напоминает рапиру, какие делали как минимум за век до того, как была разрисована рубаха . Лезвие этого «копья» напоминает очень длинные наконечники копий на рубахах из Oпочно и НМАИ (рис. 17e-f). И наконечники копий и лезвия мечей одного размера с металлическими «ассинибойнскими» наконечниками, о которых говорилось, что они достигают нескольких футов в длину . Возможно, что рукоятка меча была присоединена к наконечнику копья. Такая комбинация вполне могла бы быть, если вспомнить, что прямые лезвия мечей насаживали на дротики (Austerman 1990: 67-68).



Рис. 18. Подсчеты ружей и копий.


Полосы, подсчитывающие ряды ружей, есть на рубахе и накидке в НМАИ (рис. 18a-b) Кроме того, на щите в Берлинском Музее нарисован ряд перемежающихся ружей и копий (рис. 18c). На другой накидке в НМАИ изображены ружья и полоски подсчета почестей (рис. 18d). И хотя на нее нет документов, фигурки, носящие церемониальные регалии, в верхнем ряду идентичны хорошо задокументированному рисунку из коллекции Эдвина Дэнига (Lessard 1984: 66). На рубахе, приобретенной в коллекцию л-том Уорреном в 1855 есть ряд ружей, не полностью видимый на левой части груди, напротив полосы из палочек и полукругов, которая была замечена раньше (рис. 18e). На рубахе без документов в Британском Музее есть длинный ряд ружей вдоль вышитой иглами ленты, перекинутой через левое плечо (рис. 18f).



Рис. 19. Ружья.


Ружья на семи росписях носят следующие отличительные черты: расширенные дула, преувеличенными в размерах шомполами, часто нарисованными красным, и большими прямоугольниками, обозначающими шомпольные кольца (рис. 19a-f). Такие же ружья можно найти на щите Кроу (рис. 19g), петроглифе в стране Кроу (рис. 19h), и на рубахах Хидатса (Курц) (рис. 19i). Здесь не приведены иллюстрации еще четырех вещей Кроу, на которых есть ружья такого типа: рисунок, сделанный около 1885 и названный «Индейцы Кроу Загоняют Бизона» из коллекции Дэнига; щит из музея Field Museum (cat.no. 71, 755); рисунок Желтого Коня, хранимый Фондом по Сохранению Искусства и Культуры Американских Индейцев; и рубахе, принадлежавшей Двум Леггинам (Powell 1988: 19). Кэтлин зарисовал около тринадцати росписей на шкурах, где есть ружья с похожими шомпольными кольцами. Он отнес семь из своих рисунков к Кроу, а остальные шесть – к другим племенам. Несколько шошонских росписей на шкурах, возможно сделанных вождем Вашаки, имеют ружья с такой же отличительной чертой. Практика подвешивать лоскутки красного сукна к шомпольным кольцам отражена на нескольких ранних рубахах без документов и на щите Пауни (рис. 19j-l) . Так или иначе, фигуры, свешивающиеся со стволов отличаются от аналогичных фигур на семи росписях – они не регулярны и не имеют линий внутри, напоминающий бороздки на настоящих кольцах прибойника.

Итак, мы сравнили некоторые характеристики семи росписей с аналогичными чертами росписей других племен, теперь остается синтезировать эту информацию. Обсуждаемые нами внешние отличительные черты можно рассматривать в двух аспектах – их форма и значение. Например, массивные сооружения из волос на лбу были популярны и имели одно и то же значение у многих прерийных племен. Де Смет (1905: 590) отмечал, что для Черноногих чем больше волосяной рог – тем больше храбрости и почета было у его обладателя. Курц (1937: 88,252; см. также Wilson 1916: 129) узнал, что среди Хидатса и Кроу только те, кто совершил ку, могли прикреплять искусственные волосы к своим «закручивая их в узел на лбу». Таким образом, под волосами, собранными надо лбом, большое количество людей подразумевало успехи в военном деле. Но лишь немногие племена графически изображали это в виде конуса.

Курки и скобы так же имели особое значение для многих равнинных племен. Например, Холл (1926: 33) заметил, что на накидке боевых подвигов, которая считается принадлежащей к Тетон, нижняя часть ружья победителя, представляющая скобу, окрашена красным. Воины Кри (Macdonnell 1985: 90) и Лакота (Wied 1839-1841, 1: 359; 1906, 22: 326) привязывали кусочки деревянных шомполов к волосам. Wied (1839-1841, 1: 442, 2: 202; 1906, 22: 389, 23: 357) в 1833 году наблюдал, что Манданы, Ассинибойны и Хидатса подвешивали кусочки красного сукна к шомпольным кольцам. Множество племен ассоциировали ружье с громом. Возможно, они сравнивали сверкающие латунные шомпольные кольца с молнией, исходящей из глаз Птицы Грома. Так становится понятным, что и графическая стилизация и украшение красным сукном символизировали одно и то же мифическое представление . Опять подтверждается, что в рисунках больше значения придается содержанию, чем реальной форме.

Теперь сравним качественно форму и содержание. Например, способ перечисления захваченных ценностей при помощи полос и отдельно нарисованных ладоней встречается практически только у Черноногих и на семи изучаемых нами росписях. Но у Черноногих не было союзников среди этих племен, скорее всего, авторы наших росписей были их врагами. Рисунки этих враждебных культур сходны по содержанию, но различаются по форме. Так же и рисунки человеческих фигур на семи росписях схожи по смыслу с черноногскими, но стилистически отличаются друг от друга. С другой стороны, среди дружественных племен – Кроу, Хидатса, Мандан и Нез Персе есть сходство в рисунках. Кроу были в центре этих племен. Они постоянно совершали набеги за лошадьми и военные походы к своим северным соседям Черноногим, оба племени были известны своим захватническим характером (Lowie 1922: 403; Wilson 1958: 2; Bonner 1965: 197; Lowie 1912: 230; Marquis 1928: 174-175; Morgan 1959: 191). Хидатса и Аватикса на востоке были предками Кроу, и во многом, они оставались одним племенем. В то же время у Хидатса и Кроу есть долгая история сожительства и сотрудничества на войне с племенем Мандан. Большую часть девятнадцатого века Кроу были торговыми посредниками между Нез Перс и Шошонами на западе и земледельцами в верховьях Миссури – Мандан и Хидатса. Эти связи показывают, что изучаемые нами семь росписей были сделаны именно художниками Кроу. Об этом же говорит концепция, разработанная Курцем и Федером – о том, что форма в художественном искусстве говорит о культурной принадлежности. Семь росписей несут в себе стилистическое сходство, и черты, типичные для них, встречаются чаще всего среди Кроу.













Hosted by uCoz