БЕРДАЧИ КРОУ



Андрей Ветер







Бердачи на параде гомосексуалистов.
Фото Вольдемара Фройнда








“Есть одна характерная особенность у Кроу, о которой стоит упомянуть. Это так называемые berdeches, иначе говоря мужчина-женщина ( не гермофрадиты в европейском понимании). Большинство цивилизованных народов признаёт два проявления половой принадлежности — мужчины и женщины, но Кроу выделяют третий вид пола — нейтральный, если так можно выразиться. Это никак не проявляется внешне в физиологическом смысле, но определяется поведением ребёнка. Время от времени какой-нибудь мальчик в возрасте 10-12 лет вдруг прекращает играть с мальчиками и всё больше вращается в женском обществе... Если его девичьи привычки к 12-14 годам делаются устойчивыми, то родители подносят ему женское платье. С этого момента вся его жизнь должна быть посвящена женской работе. И мужчины и женщины обращаются к нему отныне как к настоящей женщине. Родители, конечно, сожалеют о таком повороте. В деревне Кроу обычно встречается пять-шесть таких персон.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)


Александр Генри писал в 1806 году: “Мне сообщили, что Кроу необычайно тяготеют к неестественным страстям и позволяют себе удовлетворять свою похоть с лошадьми и даже с только что убитыми дикими животными”. Отец Де Смет оставил в своих письмах упоминание об одном воине Кроу, который облачился однажды в женское платье и с тех пор придерживался женского образа жизни.


Большинство ранних наблюдателей выражали недоумение по этому поводу, ведь неприкрытое существование гомосексуальных отношений в “цивилизованном” обществе тех времён было немыслимым. Сегодня же никого не удивляют беззастенчивое появление berdeche на публике. Эти люди стали привычны, они выступают на эстраде, собираются в своих клубах и т.д. Никто даже не задумывается над тем, какую роль они играли в жизни древних народов.


А в былые времена они считались не просто людьми, потерявшими свою естественную сексуальную ориентацию, но фигурами, наделёнными особенной силой. Лакоты называли их словом “уинкте”, Шайены — “химане”. Этих облачённых в женское платье людей если не страшились, то всё-таки относились к ним с осторожностью.


Каждый трансвестит ( скорее бисексуал) жил в собственной палатке. Исключение составляли те из них, которых кто-то из воинов брал себе в жёны. Но если в Вороньем Племени к трансвеститам относились достаточно спокойно, то Лакоты непременно призывали своих детей к бдительности. Так, Железная Раковина рассказывал: “Мой отец внушал мне, как вести себя до женитьбы. В числе прочих наставлений было и указание не сближаться с уинкте. Уинкте — это мужчина, которому видение велело вести женский образ жизни, чтобы прожить долго. Такое видение приходит к нему в детстве, но в женское платье он облачается, когда достигает мужского возраста. И тогда он начинает выполнять женскую работу и вообще жить по-женски. Эти люди — хорошие шаманы и называют друг друга сёстрами. У каждого есть своя палатка, которую им ставят родители сразу после того, как уинкте вступили в первую половую связь с мужчиной. Мы считаем, что если мужчина пойдёт к уинкте и будет делать с ним то, что надо делать с женщиной, то на него падёт несчастье.” (Life and Customs of a Warrior Society)


Индейцы часто ходили к трансвеститам и оставляли им всевозможные подарки, дабы снискать их расположение к себе. Бытовало мнение, что ребёнок, которому berdeche даст имя, никогда не будет болеть, и воины старались сделать всё, чтобы мужчина-женщина назвал их сына. Но это относилось только к мальчикам. К трансвеститам никогда не обращались для того, чтобы получить священное имя для дочери.


Итак, гомосексуальные проявления в мужской среде были достаточно распространёнными и не вызывали ни у кого чувства недоумения. Впрочем, термин “гомосексуализм” не очень подходит к данному явлению, ибо оно в корне отличается от мужеложества в среде, скажем, армейской или тюремной, где причиной является отсутствие женщин. Если индеец выбирал путь женщины, то есть делался (по нынешним понятиям) пассивным гомосексуалистом, то за этим непременно стояло некая мистическая причина. Иными словами, дело было не в извращённой похотливости, а в указании свыше.




Что же касается лесбийской любви, то о ней не осталось никаких прямых свидетельств, хотя сегодня индеанки встречаются от случая к случаю на выступлениях американских лесбиянок в защиту своих прав. Косвенным доказательством существования лесбиянства может считаться очень редкое появление в индейской среде женщин-воинов. Но хоть эти валькирии и вели сугубо мужской образ жизни, возглавляли военные отряды, проводили священные церемонии, курили трубки и даже брали в свой дом женщин для выполнения домашней работы, об их сексуальной жизни ничего определённого сказать нельзя. И всё же Дениг не удерживается от возгласа удивления: “Не удивительная ли эта страна, где мужчины надевают на себя женское платье, а женщины превращаются в мужчин и сходятся с представительницами своего пола!” Ясно лишь одно — женщина-воин должна была подыскать себе такую подругу жизни, которой не требовался бы мужчина.















Hosted by uCoz