СИМВОЛИКА ЖИВОТНЫХ В ТАНЦЕ СОЛНЦА КРОУ

Элизабет Этвуд Лоуренс





Причины для участия в Танце Солнца различаются для разных людей и племен. Человек жертвовал собой ради благодарности за полученное благословение. Когда человек оказывался в трудном положении, он мог дать клятву исполнить Танец Солнца, если останется в живых или с честью выйдет из положения. Это могло быть и желание обезопасить человека, идущего в военный поход, или исцелить больного родственника. Менее определенные намерения - улучшить общее благосостояние народа. Исторически Кроу проводили танец ради поиска помощи в мести за члена семьи, убитого на войне (Lowie, 1935, p. 297).

Несмотря на то, что антропологами был глубоко изучен как сам Танец Солнца, так и символическое значение животных в этом ритуале, мне показалось, что это было поверхностно. Вначале я заинтересовалась ролью и символами животных в Танце Солнца индейцев Кроу во время моей экспедиции в резервацию Кроу в июле 1980 года. В том районе, где стояла палатка Солнца, в течение всего времени церемонии был запрет на любое убийство животных или птиц, даже ради охоты.

Этот запрет был частью усилий, направленных на поддержание гармонии между людьми и природой, необходимой для возрождения жизни, что и является главной целью церемонии.

Шкурки ласки и выдры связываются с Танцем Солнца у Кроу, потому что они «маленькие выносливые животные» (Vogel, 1984, p. 253), и они, возможно, даруют терпение.



ОРЕЛ


Орел, очень важное священное животное для индейцев Равнин, он играет главную роль в Танце Солнца. Наиболее очевидно, участие этой птицы в ритуале выражено его гнездом на развилке главного шеста Палатки Солнца. Кроу и Шошоны, закрепляют чучело орла беркута, называемого золотым или солнечным орлом, к шесту у входа или около самого гнезда. Его считают "главным над всеми созданиями воздуха" и «сильнейшим в битвах», птица действует как "опекун, защищающий людей от зла". Орлом восхищаются за его храбрость, стремительность и силу. Иногда его отождествляют с Птицей Грома, он отличается необычно высоким полетом, возносясь к солнцу и к Великой Тайне ближе, чем любое другое существо (Laubin, 1977, pp.279,315; Grinnell, 1923, vol. 1, p. 188). "Орел - главный слуга Солнца, и в своем духовном проявлении он принимает форму Птицы Грома. Орел приносит послания от духа к человеку и от человека к духу" (Vogel, 1984, pp. 307-308). Таким образом, в Танце Солнца орел проявляет свою силу, помогая установить связь между людьми и сверхъестественными силами. Кроу проливают свет на символику орла в Танце Солнца: "Громовая Птица в своем земном проявлении, т. е. орел, воплощает динамизм грома и молнии. Он пробуждает землю и заставляет ее зеленеть; он - служитель Солнца, дающего тепло и свет". Орел связан с успехом, так как "процветание и богатство следуют за орлом, который может подарить дар исцеления" (Vogel, 1984, p. 312). Орлы "имеют острый глаз и знают все" (Brown, 1967, p. 77).

Исполняющий Танец Солнца Кроу может сосредоточиться на орле наверху шеста. Орел может "начать двигаться и показать себя человеку", и "может начать танцевать рядом, когда человек нагружает себя и танцует назад от центрального шеста". Орел может сопровождать человека в его видении, танцуя вместе с ним и рассказывая о силе, приобретенной через видение. На второй день танца, участник может увидеть орла, парящего над палаткой. "Орел живой, нигде нет такой красоты и силы, как у него, он наделен и острым зрением, и предвидением". Птица несет послания Создателя и символизирует предстоящие благословения (Frey, 1987, pp. 108-109, 118). В некоторых случаях во время сильной жажды, танцор может пить воду через свисток из орлиной косточки (Frey, 1987, p. 140).

В течение Танца Солнца, знахарь может направить свое опахало из перьев орла к телам людей, которые ищут исцеления. Перья сначала касаются центрального шеста, а затем пациента, передавая силу от центра к больному. Лидер танца солнца отгоняет болезнь с помощью пера. Машущие движения по направлению к телу выметают болезнь. Перья держат вверх, к небу, чтобы достичь орла, чтобы птица могла передать мольбы о выздоровлении вверх к Создателю (Frey, 1987, p. 134; Shimkin, 1953, p. 448; Voget, 1984, p. 240).



БИЗОН


Бизон, самый главный источник жизни для племен Равнин, который занимает центральную роль в Танце Солнца. От этого животного, люди Равнин однажды получили не только мясо для хлеба насущного, но и кожи для типи, мех для одежд, и, фактически, все материалы и инструменты, необходимые в повседневной жизни. Кроу по сей день помнят, как Бизон обеспечил их всем необходимым в прежние времена. "Даже сегодня, Кроу рассматривают Бизона, как поставщика вещей, необходимых для жизни. Он дает изобилие еды, одежды, и мирную полноценную жизнь". Бизон символизирует "необходимые вещи, без которых жизнь была бы опасна и утомительна", и "также дарит большую силу для лечения". В современном танце солнца, он "излучает силу" (Vogel, 1984, pp. 307, 312). Плоть животного использовалась различными способами.


Очень важным для Индейца является то, что Бизон - это высоко социальное животное, от природы общительное. Эта черта, которую люди Равнин находили в их собственной социальной организации. В отличие от более одиноких видов, о бизонах, стадных животных, аборигены часто говорят как о "племени" или "нации". И, как уже говорилось, передвижение и местонахождение этой "нации бизонов" влияло на племенную структуру и местоположение индейцев Равнин в данном сезоне. Вообще, отношения индейца Равнин с бизонами не подразумевают персональный контакт с конкретным животным, а скорее с целым видом или популяцией. Название "Бизон" всегда подразумевает группу или, по крайней мере, члена, представляющего группу. Один определенный бизон - практически никогда не выделяется и не называется, как это делается и в других обществах с животными, которые должны быть съедены. Эта практика помогает справиться с чувствами, которые возникают, если питаться плотью знакомого живого существа. Таким образом, достигается ритуальное перемирие между видами в целом: человеческое общество примиряется с нацией бизонов.

Чтобы освободиться от вины за убийство и поедание разумных существ, существует распространенная вера, что животные сами предлагают себя охотникам. Эта идея отражена в наблюдении, что индейцы Равнин говорят о своей охоте, что они не 'загоняют' Бизона, а 'ведут' его; не 'выслеживают', а 'зовут'. Некоторые люди обладали "силой зазывать бизона в загон или вниз с утеса". Они выполняли этот подвиг, маскируясь в шкуру бизона и подражая движениям и звукам животного (Hughes, 1983, p. 30). Убеждение, что бизоны добровольно отдают себя, чтобы быть убитыми для людей, происходит от чувства глубокой связи с животным миром и взаимных обязательств к нему. Как объяснил член одного племени, "так как бизоны отдают себя, чтобы люди Кроу могли жить... мы тоже должны предлагать часть себя Солнцу и другим духовным существам" (Vogel, 1984, p. 307).

До вставки центрального шеста в отверстие в земле помещали жир с бизоньего горба. Пир, состоящий из языков бизона, предшествовал началу голодного поста танцоров, который длился в течение трех дней.

Раньше Хидатса, Арикара, и Шошоны готовили голову бизона, убитого на специальной охоте так, чтобы она выглядела живой в течение всего танца солнца. Сегодня Шошоны и Кроу используют чучело головы, которое сохраняется из года в год для этой цели. Набитая голова привязывалась около развилки центрального шеста на время церемонии. Представляя большие стада, от которых когда-то зависели люди, бизон остается символом изобилия (Frey, 1987, p. 105; Laubin, 1977, pp. 313-14).

В древние времена танцор Кроу жертвовал свою плоть, отрубая фалангу пальца на черепе бизона. (Vogel, 1984, p. 307). Танцор Кроу, пристально смотрящий на бизона, может увидеть как бизон скачет рядом с ним, сопровождая его. Бизон играет существенную роль в поиске видения во время Танца Солнца. Танцора Кроу Бизон ведет через его видение. В современном Танце Солнца танцоры стараются привлечь его внимание "подбегая к нему", молясь, чтобы Человек-Бизон заметил их и "пробежал по ним", тогда человек получит, что желает и возможно кое-что большее - исцеляющую силу" (Vogel, 1984, p. 307). Кроу, танцующий Танец Солнца, может увидеть Бизона, на котором он сосредотачивается. "Бизон может "побежать" за танцором и cбить его с ног. Когда такое случается, считают, что танцор перенес "трудное падение". Оно произошло "благодаря Бизону". Иногда в кульминационный момент танцор становится Бизоном и осознает, что у него есть уши и рога Бизона, он смотрит вокруг себя и понимает, что смотрит на все глазами Бизона. Он и Бизон - одно целое. Если с танцором это произошло, и он рассказал об этом шаману, то шаман говорил, что видение было значительное, и предостерегал танцора никогда не есть бизоньего мяса" (Frey, 1987, pp. 118-21, 125).



Литература:

Фогель, F. (1984). Танец солнца Шошонов и Кроу. Норман: Университет Штата Оклахома Пресс(Vogel, F. (1984). The Shoshoni-Crow sun dance. Norman: University of Oklahoma Press.)

Frey, R. (1987). Мир индейцев Кроу..


Shimkin, D. B. (1953). Танец Солнца Шошонов Винд Ривер. Вашингтон: Офис Печати Правительства, 41.


Hughes, J. D. (1983). Экология американских индейцев. Эль- Paso: Штат Техас Западный Пресс(печать).

Laubin, R. и Laubin, G. (1977). Индейские танцы Северной Америки. Норман: Университет Штата Оклахома Пресс.

Lowie, R. H. (1935). Индейцы Кроу. (The Crow Indians. New York: Farrar and Rinehart)





Перевод Н. Крекер











Hosted by uCoz