ТАНЕЦ СОЛНЦА КРОУ

Материал подготовили перевели В. и Н. Крекер









СТАРЫЙ ВАРИАНТ ТАНЦА СОЛНЦА - ACKI R’ CIRUA

ИСТОРИЯ

В 1880 на Великих Равнинах агенты из Б.Д.И. (Бюро По Делам Индейцев) стали запрещать на основании нового закона главный ежегодный ритуал Танец Солнца и полигамию (многоженство). Запреты касались двадцати прерийных племен, включая и Кроу. Объяснения такого правительственного решения было просты: «это пережитки язычества». Среди Кроу начались недовольства.

Католики доносили властям на недовольных. К тому же католическая школа-интернат, построенная на территории резервации Кроу в Монтане, препятствовала любым проявлениям традиционной культуры и особенно к Танцу Солнца и полигамии. Кроу, заподозренные в участии в Танце Солнца или в полигамных браках, рассматривались как преступники. Известно и то, что в период с 1904 по 1935 год Танец Солнца находился под строгим запретом и приравнивался к тяжким уголовным статьям.

Эти обстоятельства толкали Кроу на то, чтобы Танец Солнца, если так можно выразиться, «ушел в подполье». Танец Солнца исполнялся, но это уже не было общеплеменным праздником, так как к тому времени среди Кроу, возможно, находились доносчики. Вероятно, Танец Солнца совершался либо индивидуально, либо небольшими военными отрядами и их родственниками, либо отдельными лагерями, в которых люди доверяли друг другу. Возникает вопрос: почему, как пишет Фогет, индейцы Кроу отказались от своего Танца Солнца в 1875 году и приняли шошонский вариант в 1941?

Думаю, дело здесь обстоит следующим образом: Кроу, наверное, были единственным народом, у которого Танец Солнца проводился ради обета и поиска силы для мести. Ведь известно, что в традиционном варианте, хотя танец и исполнялся ежегодно, все зависело от одной клятвы соплеменника, что он будет строить Типи Солнца и проводить танец по определенным причинам, обычно это было желание отомстить, при этом могло удовлетвориться определенное количество близких людей. Месть была обычным поводом для Кроу чтобы провести Танец Солнца. Кукла танца Солнца Кроу, являлась священным наставником. Танцор должен был смотреть на нее, пока она не указывала ему на скальпированного врага. Если воину, носящему траур по своей убитой жене или ребенку, приходило видение куклы Танца Солнца и его следующей жены, то он давал клятву мести и с помощью наставников готовился к Танцу Солнца.

Только пройдя этот танец, он будет знать, что душа погибшей жены успокоится. Возможно, что одновременно Кроу мог в этом Танце попросить прощения у погибшей жены. Этот танец он должен был сделать и для других людей: родственников, друзей жены и их родственников. Таким образом, этот танец сплачивал вокруг мести и скорби весь народ.

У Кроу в описаниях Лоуи центральной фигурой праздника был мужчина — устроитель праздника, руководил обрядом хранитель священного узла, но действовал он непременно в паре с женой, так как Танец Солнца являлся семейным праздником, символизирующим род, плодородие. У Кроу на древние истоки пляски солнца как праздника плодородия указывает наличие в нем оргиастических элементов (на время праздника у Кроу снимались ограничения на половые связи между определенными категориями лиц). Этот обряд напоминал и греческий культ Дионисия, что уж тем более не вписывалось в представления белых о морали.

В конце 19 века некоторые Кроу охотно делились информацией о Танце Солнца с антропологами, возможно даже не подозревая, что сказанное ими обернется против них самих. Они не предвидели того, что слова, записанные любопытными белыми на листке бумаги, будут растиражированы и уж никак не сольются в гармонии с европейской моралью взращенной на иудо–христианских ценностях. Теория Танца Солнца Кроу, как связанного с местью, не была больше эффективна и реальна в стране с законом, запрещавшим убийство (особенно месть), но вполне допускавшим геноцид по отношению к индейским племенам.

В конце концов, Кроу, принявшие христианство или стоявшие на распутье, отказывались от подобного рода обрядов. Шошонская интерпретация Танца Солнца продолжала существовать. Но символика была уже христианизирована. Орел символизировал святого духа, Бизон - нашего Отца, а танцующий - страдания Христа во время распятия. Венок символизировал терновый венец, двенадцать столбов – апостолов, а центральный шест - самого Христа. Возможно, что такая версия Танца Солнца у Шошонов существовала только для маскировки в глазах белых, возможно, в неё верили и многие Шошоны. Во всяком случае, к Танцу Солнца Шошонов белые относились снисходительно, тем более, в нем отсутствовал «дионисийский» элемент и элемент мести.

К тому же известно, что индейские войны закончились, и последней межплеменной стычкой были события 1888, когда вождь Кроу Две Легины и его люди атаковали отряд Лакота из резервации Форт Пек, отобрав у них лошадей и убив одного из Лакота. Известно и то, что Двум Легинам грозило тюремное заключение или даже смертная казнь. Военная интерпретация Танца Солнца Кроу стала не актуальной. Во всяком случае до 1941 года, когда вторая мировая война подходила к своему апогею, и германские войска вторглись на территорию Советского Союза. Чтобы поднять боевой дух военных союзников США, американцам было выгодно возродить военные традиции Кроу и поднять их боевой дух. Мы можем вспомнить слова одного из самых великих военных вождей Кроу Много Подвигов: «Мы любим нашу страну, потому, что наша земля прекрасна и нам посчастливилось родиться здесь. И естественно, как божий день, то, что когда-нибудь кто-то захочет её отнять. И если мы не стали трусами и любим нашу землю, мы будем воевать. И когда бы не началась война между этой страной и какой-либо другой, мой народ плечом к плечу встанет с американцами. Мое сердце поет, когда я вижу всех индейцев сражающимися в последней войне, и если когда-нибудь руки людей из моего народа поднимали флаг этой страны, то он никогда не будет опущен до тех пор, пока будет жив хотя бы один воин Кроу». В 1941 году это время пришло.

Возможно, возрождению Танца Солнца Кроу способствовали и американские спецслужбы. И в этом нет ничего обидного для Кроу, так как они тоже были в свое время непревзойденными разведчиками в армии США. Известно и то, что некоторые элементы символики шошонского Танца Солнца Кроу интерпретировали на свой лад, в частности, количество шестов представляло двенадцать кланов, а центральный шест - тринадцатый клан, клан Солнца. Место пересечения всех шестов у центрального столба символизировало «Пучок» - единство всего народа Кроу.

Некоторые моменты, характерные для Танца Кроу в старом варианте:


1. Не поклонение Солнцу, но поиски силы: человек выполнял обет, чтобы получить специальное видение, которое покажет, как отомстить за мертвого родственника, получить силу, чтобы убить его. Это делалось очень редко.

2. Выполняющий обет (свистун) шел к шаману, который давал ему куклу - Лицо Солнца - средство, через которое он получал видение, оно помещалось в центр круга.

3. Свистун голодал, пока строилась палатка, и собирали языки бизона для угощения.

4. предварительно курили и жгли священную траву снаружи палатки.

5. Тогда совершающий обет и все другие танцоры медленно двигаются к главной палатке.

6. Другие выполняющие обет привязывают себя к шесту в центре, прокалывая плоть, и затем они танцуют, пока не оторвутся.

7. Но давший обет этого не делает - он пристально глядит на чучело и танцует, в то время как другие рассказывают о своих подвигах, и пародируют сражения.

8. Они все танцуют, пока выполняющий обет не получает свое видение.


Старый Танец Солнца Кроу исполнялся в последние дни весны или в самом начале лета. Обычно его проводили в полнолуние, для того, чтобы Луна и Солнце являлись свидетелями этого празднества.

На время обряда Танца Солнца существовал запрет на все военные действия. Как пишет Р. Лоуи во второй половине XIX в. Танец Солнца стал устраиваться не ежегодно, а лишь по обету того или иного человека, он пишет, что Кроу, отмечали его через 3— 4 года, так как устройство его было связано с большими расходами. Думаю, что на это повлияла враждебная атмосфера со стороны соседних племен, главным образом Сиу и Черноногих. Р. Лоуи интерпретировал пляску солнца Кроу, как молитву о мести за погибшего в бою сородича.

Помимо этого известно и то, что иногда присутствующие обрезали фалангу пальца на черепе бизона в знак траура.



КУКЛА

Кукла Лицо Солнца являлась для Кроу главным фетишем обряда Танца Солнца.

Если воину, носящему траур по своей убитой жене или ребенку, приходило видение куклы Солнца и его следующей жены, то он давал клятву мести и с помощью наставников готовился к Танцу Солнца.

Кукла делалась только мужчинами. Дизайн кукол тоже мог соответствовать образу следующей жены, полученному в видении, в том случае, если жена была убита. Так же кукла могла символизировать лицо будущего ребенка, если был убит ребенок. Сама кукла делалась из центральной части шкуры белохвостого оленя и наполнялась свитграссом, иглами белой сосны, и шерстью с висков и бороды горного барана. Важное значение в обрядности Пляски Солнца Кроу имел своеобразный венок, не из шалфея, как у многих прерийных племен, а из ивовых веток. Некоторые полагают, что этот венок символизировал солнце, основываясь на том, что Кроу в центре венка укрепляли куклу Лицо Солнца. Лицо внутри сплетения из ивы также могло символизировать ребенка, как символ будущего, будущих поколений, живущих в Верхнем Мире.

На куклу, как и на тело устроителя обряда, наносились знаки Утренней Звезды (голубой крест). Танцор сосредотачивался, прежде всего, на кукле. Он должен был получить видение, глядя на лицо куклы, это, к тому же, заменяло смотрение на солнце, так как смотрящий на солнце мог ослепнуть.

Танцор должен был смотреть на куклу до тех пор, пока она не указывала ему на скальпированного врага..

Только пройдя этот танец, он будет знать, что душа погибшей жены успокоится. Возможно, что одновременно Кроу мог в этом Танце попросить прощения у погибшей жены. Этот танец он должен был сделать и для других людей, родственников и друзей жены и их родственников. Таким образом, этот танец сплачивал вокруг мести и скорби весь народ.

Кукла, вместе с юбкой из кожи самца чернохвостого оленя, ожерельем из кожи скунса, бизоньей погремушкой, украшением для волос, и свистком, сделанным из кости орлиного крыла, - помещалась в магическую сумку. Эта связка была в форме лодочки и окрашивалась с наружной стороны. Рисунок представлял горы, землю, небо и радугу. Ее использовали в нескольких танцах Солнца, если подтверждалась ее сила.

Наследственный хранитель священного узла с этой куклой был главным организатором праздника.



ДЕРЕВО

Традиционный Танец Солнца Кроу заметно отличался, к примеру, от Танца Солнца Оглала-Сиу. В традиционной Палатке Танца Солнца Кроу фактически отсутствовал центральный шест. Хотя Кроу использовали палатку для Танца Солнца без центрального шеста, они, тем не менее, отправлялись захватывать и убивать дерево. Ритуал охоты на дерево, которое считалось врагом, стрельба в него, когда оно падало, и подсчет ку прикосновением к нему, были обычаем многих других племен, но нигде больше, как сообщал Медвежий Журавль, это дерево не оставляли, где оно упало. Возможно, это объясняется тенденцией устроителя, после получения желаемого видения, прекращать всю церемонию, которая, так или иначе, была спонтанной. Так как отсутствовала идея о возрождении жизни, Дерево должно было символизировать врага. Много племен включают в подсчет ку касание пня, который проверяют на влажность: если он сухой, современные Кроу считают, что танец будет трудным, с большими страданиями. Если выступает много сока, это - хороший признак, и люди благословляют себя, помещая руки на пень.





НОВЫЙ ТАНЕЦ СОЛНЦА КРОУ





В настоящее время не сохранилось традиционного Танца Солнца Кроу. По версии Фогета, изложенной в его книге «Танец Солнца у Кроу и Шошонов», Кроу отказались от своего Танца Солнца приблизительно в 1875 году. Он был практически забыт. Причина проста, он просто-напросто устарел и не вписался ни в мораль, ни в законодательство США. Но в 1941 Кроу разыскали лидеров Танца Солнца среди Шошонов Винд Ривера в Вайоминге, среди которых был Джон Трухуджо, он и провел первый Танец Солнца Шошонов у Кроу и сделал его частью духовности народа Кроу. Возможно, что Шошоны получили знания о танце от Кайова и Команчей. Фогет излагает Танец Солнца Кроу, как новый синтез племенной традиции, новозаветного христианства и религии пейот. Самым большим новшеством в Танце Солнца Кроу, который они создали по примеру церемонии Шошонов, является присутствие центрального шеста. Интересно наблюдать, какой запутанной стала их религиозная система после культурного вакуума, и при помощи своих соседей. Один из примеров - подготовка к церемонии, когда устанавливают точное место центрального шеста. Устроитель церемонии втыкает столбик, чтобы отметить священное место, которое благословляется затем шаманом, как место, "где будут все силы вселенной, чтобы наши мольбы дошли до них". Каждый раз, как такой колышек - символ центрального столба втыкается в землю, должны быть танцы в течение дня. Устроитель должен поэтому быть осторожен, чтобы не пообещать больше чем, он будет фактически способен сделать. В остальном, ритуал подготовки так же существенно отличается от древних церемоний Кроу, особенно, рубка центрального шеста, которая теперь не содержит абсолютно никаких элементов насилия кроме ударов топора.

В основу церемонии Танца Солнца Кроу в новом варианте легло почитание Великого Мира, состоящего из двух миров, у центрального столба, символизировавшего Мировое Древо. В древние времена Кроу в жертву Солнцу приносили белую бизониху. Ритуальной священной едой Танца Солнца являются блюда, приготовленные из бизоньих языков. Танец Солнца, как считают многие, является ежегодным летним племенным праздником.

Обычно Танец Солнца проводился в середине лета, или в дни летнего солнцестояния в 20 числах июня. Тогда трава становилась большой и сочной, а утреннее солнце розовым. Обычно его проводили в то время месяца, когда на небе ночью была полная луна, чтобы свет создателя освещал весь Мир как можно дольше на протяжении всех суток.

Инициатором праздника становился человек, давший обет. Но участвовало в нем все племя, пляски и обряды исполнялись членами различных обществ. Все участники празднества проходили определенный период поста и очищения в паровых банях. Особенно длителен и строг пост был для инициатора праздника.

У Кроу давший обет обязательно был мужчина, он являлся инициатором праздника, за которого переживало всё племя, так как обет давался во имя народа и во имя родственников.

Во время танца каждый собрался бы в лагерной стоянке, где была построена Палатка Солнца, и ставил типи вокруг Палатки Солнца. Обычно лагерь был огромным, люди приезжали сюда с разных мест, чтобы повеселиться и потанцевать. Они одевались в лучшие одежды, привозили с собой лучших лошадей, множество продуктов, так как после церемоний устраивались роскошные пиры. Люди были обязаны относиться друг к другу с любовью и уважением, многие в эти дни устраивали посты в поисках видений, просили хорошего здоровья для больных детей.

Шерсть бизона и свисток, сделанный из кости орлиного крыла, хранился в священной связке. Связка имела лодкообразную форму и была раскрашена с внешней стороны. На ней изображались земля, горы, небо и радуга. Чем больше применялась эта связка в танцах Солнца, тем больше росла её магическая сила.

Всей церемонией управлял самый уважаемый святой человек, он инструктировал участников в предварительном типи, давал советы, наставления, а также руководил строительными работами. Для поиска дерева выбирались авторитетные люди, они искали дерево с развилкой вверху. После того как шест был установлен, в его развилку помещали связку. Танцоры протыкали кожу на груди или спине, продевали через раны костяные колья и с помощью петель привязывались кожаными ремнями к центральному шесту символизирующему Древо Мира. Танцор продолжал танцевать до тех пор, пока не рвался кожаный ремень или раны на теле. В некоторых случаях лидер танца сам мог освободить танцора от кожаных ремней.

Это, как правило, происходило в двух случаях: если танцор увидел видение, или состояние здоровье танцора было критическим. Танец мог продолжаться в течение нескольких дней. Танцоры делали простой степ, они просто шли в такт и при сигналах из орлиных свистков к центральному шесту поднимались на кончиках пальцев ног и отступали назад, натягивая ремень. В это время танцоры смотрят на священные предметы, находящиеся на Древе Мира: на Бизона, на Орла или на священную связку. Иногда жены или невесты танцоров подходили к своему молодому человеку и помещали в его рот определенные травы, которые способствовали уменьшению боли и жажды, прежде чем положить траву своему мужчине в рот, женщина жевала её, что бы её избранник не терял силы на разжевывание травы. Также танцор мог пить воду во время танца Солнца через орлиный свисток.

К концу церемонии Танца Солнца, было определено время для подношения подарков и наград. Иногда давались новые имена тем, кто заслужил их за воинскую доблесть, избирались и назначались новые лидеры групп на место тех вождей, кто в силу различных причин не мог исполнять свои обязанности. Родители вешали к главному шесту, одежду из которой выросли их дети, они просили Творца о здоровье для своих детей. После того как Танец Солнца заканчивался у людей было хорошее настроение, и многие чувствовали себя счастливыми, все надеялись на успехи в течение следующего года. Церемония Танца Солнца длилась около десяти дней. После того, как Обряд Танца Солнца заканчивался, все священные вещи складывались в священные укладки и отправлялись обратно, хранителям священных талисманов, до следующего Танца Солнца. Дом, посвященный Солнцу, оставался не тронутым. Сейчас Танец Солнца разрешен, но в более умеренной форме.




Рекомендуем к прочтению








Hosted by uCoz