ТАНЕЦ СОЛНЦА КРОУ ГЛАЗАМИ ОЧВИДЦА





У Кроу перед Танцем Солнца происходит торжественное шествие. Это яркий конный парад, где все члены племени одеваются в самые лучшие наряды. Мужчины – в головных уборах, с военными регалиями. Женщины – в традиционных платьях. Это конная процессия, которую возглавляли носители священных предметов военных обществ и боевых регалий. Очень много журналистов с фото и видеоаппаратурой. Парад возглавляют носители американского флага, флага штата Монтана, флага племени Кроу и флага Ассоциации Ветеранов Войн. К моменту прибытия на место проведения Пляски Солнца выносятся флаги и регалии, в окружении почетного караула.

В первом ряду от центра круга стоят вожди и женщины, которые исполняют государственный гимн С.Ш.А. и гимн племени Кроу. Вокруг места для танца Солнца устанавливаются типи. Помощники инициатора жертвуют табак, раскуривают трубку на четыре стороны света под традиционные песни, исполняемые под барабан. После этого они обозначают место, где будет поставлен солнечный столб. Наставники в одних набедренниках танцуют. Танец состоит в следующем: присвистывая в орлиные свистки, определенным степом они подходят к намеченному центру, нагибаются вперед, и таким же степом отходят, не поворачиваясь назад разгибая постепенно спину. Все это исполняется под традиционные песни под барабан.

На следующий день они устанавливают палатку потения, нагревают камни и проводят обряд очищения, предназначенный, главным образом, для инициатора. Шаманы инструктируют инициатора в течение длительного времени, задолго перед обрядом. У каждого инициатора есть один или двое наставников из числа шаманов, обычно это родственники.

Палатка потения у Кроу примечательна тем, что углубление для камней делается не в центре палатки как у Лакота, а у входа. Заносится четыре раскаленных камня под молитвы ведущего церемонии. Не закрывая двери, на камни крошится большое количество разнообразных трав, главным образом это свит грасс и растолченный медвежий корень. Затем в палатку добавляются ещё камни и после четырех раундов все выходят и идут купаться в речку.

На третий день шаманом выбирается дерево, с раздвоенным концом. Дереву жертвуется табак, перед ним шаман раскуривает трубку, прикасаясь к нему чубуком. С этого дерева срезаются ветви, кроме верхушки. После того как дерево доставляется на грузовике в лагерь, девочки обмазывают ствол дерева красной глиной, по-моему, охрой. В заготовке жердей для Палатки Солнца участвовали и женщины. Мне говорили, что раньше выбиралась верная своему мужу жена, которая должна была сделать первую зарубку на дереве, предназначенном быть центральным шестом, но полностью его срубал после этого трансвестит. Последующие деревья срубали молодые женщины и с помощью своих любимых доставляли их на место. Женщины же рубили ветки для стенных переплетов и доставляли их на место, сидя верхом на лошади вдвоем с любимым.

Сейчас дерево срубает любой из участников Танца Солнца.

В метрах десяти от центра по кругу устанавливались столбики с раздвоенными концами с дистанцией 2-2,5 метра. Эти столбики были высотой около 2,5 метра.

Между маленькими столбиками и центральным столбом клались длинные шесты, которые держались между рогатинами. Их двенадцать, они обозначают солнечные лучи, двенадцать орлинных хвостовых перьев, двенадцать месяцев в году. Кроу говорят, что двенадцать шестов символизируют и двенадцать кланов Кроу, тринадцатый клан, клан Солнца представлен центральным шестом. М ежду маленькими столбиками также раздвоенными кверху устанавливались перекладины. К центральному столбу подвешивалось чучело бизона с горбом. Шерсть вокруг глаз окрашивалась кругами белой глины. Бизон обозначал Землю. Горб бизона представлял собой Центр Земли, мировую Гору. Мясо бизона и кровь символизировали Бабушку Землю – недра планеты, а шерсть и кожа символизировали Мать Землю - почву.

Чучело бизона имело глаза, изготовленные, судя по всему, таксидермистами, раньше они вытачивались из камня, или из дерева. Вокруг глаз бизона рисовались белые круги, они обозначали ясновидение. Мне сказали, что белая глиняная обводка обновлялась каждый год, особым обрядом и помогала танцорам сосредотачиваться во время Танца Солнца. В рот бизона клался пучок зеленой полыни или шалфея, перевязанный красной ленточкой.

У самого верха Древа Мира подвешивалось чучело парящего орла-беркута. Орел беркут являлся символом Верхнего Мира и символизировал солнце. Чучело тоже было великолепно сделано, наверняка каким-нибудь профессиональным таксидермистом. Золотистые перья на голове беркута символизировали солнечный свет, а двенадцать хвостовых черно-белых перьев символизировали двенадцать месяцев с днями и ночами. Парение орла символизирует также Танец Солнца.

На следующий день на рассвете все помощники и участники Пляски Солнца, сидят вокруг Мирового Столба и встречают рассвет песней, посвященной солнцу. После исполнения песни встает ведущий церемонии, он читает молитву и пожелания стоя. После этого все очищаются дымом полыни. Как говорят сами Кроу, в этой церемонии могут принимать участие все желающие, независимо от их религии – католики, протестанты, евреи. Люди, принимающие участие в танце, могут не жертвовать свою плоть, хотя обычно танцор привязывает кожаным шнурком себя к Древу Мира через небольшие прорези на груди.

Перед началом Танца Солнца к центральному столбу по очереди подходят все друзья и родственники танцоров и молятся за них, обычно это только мужчины.

Танцующих в первый раз могут поддержать люди, уже принимавшие участие в Танце Солнца, но только те, которые приносили в жертву свою плоть. Они танцуют рядом с новичками и подбадривают их.

Святой человек обрисовывает старые шрамы ветеранов Танца Солнца охрой, рисуя контуры бизона.

К сожалению, мне ближе к вечеру пришлось уехать, и мне не довелось посмотреть все до конца, и я так и не знаю, продолжали, танцевать ночью или нет. Обстановка в лагере была очень доброжелательной, люди были внимательны и отвечали практически на все вопросы. До самого вечера все в лагере молились за танцующих. Во время моего отъезда женщины ходили друг к другу, справлялись о количестве гостей и что у кого есть из съестных припасов. Так же, помимо всего прочего, в лагере находилось несколько профессиональных врачей из племени Кроу.





Перевод Н. Крекер











Hosted by uCoz