ПАЛАТКА ПОТЕНИЯ КРОУ


Reginald and Gladys Laubin






Много раз наши друзья Кроу нас приглашали на паровую баню, когда мы были в Монтане. Среди Кроу было принято никогда не отказываться от палатки потения, они всегда были друзьями белых и служили как скауты в армии С.Ш.А. Несмотря на то, что на них было большое давление с тем, что бы они забыли свои традиции, они продолжали их и практически никогда не наказывались за это. Существенное отличие палатки потения у Кроу, это то, что отверстие для камней не в центре, а справа от входа. Несмотря на то, что каркас мог быть маленьким, не существовало опасности обжечься об камни.




Рисунок Реджинальда Лаубина


Среди Кроу даже молодые люди до сих пор принимают обряд палатки потения. Когда Кроу готовит палатку потения он зовет всех соседей, что бы они имели возможность при желании принять участие. Кроу предпочитают устраивать палатку потения вечером перед ужином. Палатки открываются на восток, но там нет земляной насыпи, как у Лакота. Огонь ставится также, как у Лакота, на востоке от палатки, но не всегда. Женщины и мужчины заходят вместе, если они родственники или близкие друзья. В других случаях мужчины разогревают больше камней, чем положено, чтобы женщины могли принять участие в обряде после них. Внутри палатки они кладут одеяла и маты, иногда даже куски коробок. Мужчины входят в хлопчатобумажных набедренниках, один остается снаружи, что бы заботиться об огне. Пока горит огонь, пара ведер ставится близко к огню, что бы вода немного согрелась. Для того, чтобы доставать камни из огня и класть их в ямку используются рога оленя. Это делать легко, так как ямка находится прямо у входа. Никто ничего не говорит до тех пор, пока четыре камня не уложены в ямку, и предполагается, что все в этот момент желают добра друзьям, соседям и всем людям. Во время одной палатки потения один человек по имени Идет Вместе сказал, - «Я пожелал, чтобы мы все были вместе в здравии и встретились здесь через год», - и добавил, - «в старые времена было принято петь песню, песню пели четыре раза перед тем как брызгали воду на раскаленные камни. Для каждого раунда палатки пелась своя особенная песня. Сейчас мы не поем песни, за исключением тех случаев, если палатку проводит старик».

Когда все камни установлены в ямке, около неё ставится ведро теплой воды и человек, который носил камни, заходит внутрь и садится у входа. Он и исполняет роль ведущего.

Он металлическим ковшом выливает немного воды на камни, чтобы очистить палатку от дыма. Потом ковш проходит по кругу, и каждый мочит волосы, лицо и пьет из него. Каждый сидит с заранее приготовленным веничком, сделанным из веточек ивы и шалфея, связанных вместе у основания, что бы получилась ручка. Дверь закрывается изнутри, чтобы вовнутрь не попадал свет. Четыре ковшика воды осторожно выливаются на камни и люди начинают обмахивать и постукивать себя своими вениками. Мы считаем, что, по сравнению с палаткой сиу, это улучшение. Это не только стимулирует прилив крови, но и распределяет тепло практически по всей палатке. Мы недавно узнали, что Кайова и Навахо также используют веники. Так что, скорее всего, веники использовало некоторое количество племен. Южные шайены предпочитали этим веникам орлиные перья или крылья.

После четвертого ковша на дверь несколько секунд приоткрывается, и затем идут еще семь ковшей. Палатка потения Кроу делается в четыре периода, в третий период выливается десять ковшей воды, а четвертый они называют «Миллион», что означает, что воды льют сколько угодно, чтобы достичь желаемой температуры. Перед выходом каждый натирает себя мылом, мы думали, что это современное нововведение, но нам сказали, что индейцы раньше использовали для этих целей юкку или «мыльный корень», также нам сказали, что Кроу всегда использовали эти венички. После очищения с помощью мыла все выходят и окунаются в реку Литл Биг Хорн. Всего в тридцати милях от источника этой реки в горных снегах, вода близка к нулю градусов, но несмотря на это нет ни температурного шока, ни переохлаждения.





Перевод Н. Крекер.













Hosted by uCoz